Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

- Да вот, подите же, и тут ошибаются, - заметил, выходя, мой спутник. - Зато систематично и непогрешимо деловито, - возразил я. Тост, провозглашённый С. Ю. Витте в ответ на приветствие швед­ ско-норвежского консула за обедом в Архангельске, очевидно, обра­ тил на себя должное внимание: здесь, как и всюду затем, русского ми­ нистра встречали с самою дипломатическою предупредительностью, что, впрочем, не мешало остальным, соприкасавшейся с нами в дороге мелкоте, не забывать, что по их стране едет министр финансов такого государства, как Россия, и за всё то, что касалось переноски, доставки, перевозки и т. д., словом, за то, что подлежало оплате не в шведскую казну, а в частные руки, требовать чуть не вдесятеро. Ротмистр Гран, на которого, как на единственного знатока языка, были возложены счета и оплата расходов, пришёл вначале в ужас и стал, было, протестовать, но С. Ю. Витте приказал платить всё требуемое беспрекословно. Поезд тронулся. Несмотря на его экстренность, он кроме нас имел и других пассажиров. Министру отвели вагон в хвосте поезда, довольно удобный, хотя и скромный, но с салоном и балконом. Нам тоже отдель­ ный вагон хотя и II класса, но очень чистый, с купе и спальными дивана­ ми. Вообще на шведско-норвежских дорогах нет I класса, или, вернее, их первый равняется нашему второму, второй их - нашему третьему и, таким образом, первого класса, в сущности, нет вовсе. Министра сопровождал сам директор дороги, господин лет под 60, с красным лицом и орденами на фраке, в чулках и башмаках с видными пряжками и толстыми подошвами. Этот господин хотя и не знал ино­ странных языков, но оказался весьма словоохотливым и, так как ми­ нистр ушёл к себе заниматься, постоянно говорил с нами при помощи ротмистра Грана. Ехать нам приходилось целых 854 километра, т. е. почти 840 вёрст, так что мы могли попасть в Стокгольм только на другой день вечером. Дорога идёт сначала вдоль фьорда, затем поднимается в горы, спуска­ ется, поднимается опять и переваливает в Швецию. Прелести этих чуд­ ных зелёных высоких скандинавских гор и озёр, лесов, водопадов и рек так грандиозны, особенно на стороне норвежской, что местами глаза устают от беспрерывных красот, душа - от бесконечного наслаждения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz