Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

его боярами и отсюда послал в Москву грамоту, официально извещав­ шую земскую думу о согласии его на воцарение. В 1612 году стояли в Ярославле дружины Минина и Пожарского; шесть лет ранее здесь же была водворена жена Лжедмитрия Марина (Мнишек); сюда же был в 1742 году сослан герцог Бирон и прожил здесь с семьёй 19 лет. Впрочем, кроме древних святынь, в Ярославле ничего фундаментального не напоминает о его древности. Даже гроб­ ницы его князей не сохранились; о старых деревянных стенах, защи­ щавших город, осталось одно воспоминание; нет и каменного кремля, теремов, старых дворцов или других древних зданий. Министр пожелал выехать тотчас по обозрении местных железнодо­ рожных сооружений, протянувшемся до темноты. Вологодский вокзал очень невелик, но чистенький и уютный. Здание деревянное скромно помещается на заречной стороне, куда едут на лодках или на периоди­ чески перед поездами отходящем туда пароходе. Мы выехали в 11 ча­ сов вечера с экстренным поездом и, дабы прибыть в Вологду не ранее 8 часов утра, постоянно уменьшали ход и, кроме того, простояли (по за­ ранее составленному распределению) три часа на станции Даниловка. Вагоны (нашего, по крайней мере, поезда) очень красивы и удобны. Путь ровный и, очевидно, содержится в полном порядке. В поезде на­ ходилось, понятно, кроме председателя правления С. И. Мамонтова всё местное железнодорожное начальство; скорость движения может быть развита до 50 и более вёрст в час, в чём, конечно, здесь нет особой на­ добности, тем более что значение Вологодской дороги как теперь, так и при слитии её с будущей Вологодско-Архангельской, и всё её при­ звание и благополучие вообще, по-видимому, заключается в поездах товарных, а не пассажирских или курьерских. Большая часть пути пролегает по равнине настолько низменной, что, несмотря на сухое время, мы часть ночи неслись, словно по облакам, прорезая сплошной, довольно-таки сырой туман. Здесь, говорят, об­ ширные и прекрасные пастбища имеются в изобилии, и скотоводство процветает, составляя одну из главных основ благосостояния местных жителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz