Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,
грамоты подпали под крепостную зависимость монастыря, вследствие чего поморы и теперь называют себя свободными промышленниками, а лопарей - бывшими крепостными крестьянами; последние же хотя теперь и без малейшего повода, но во имя старинных традиций продол жают пользоваться всяким случаем, дабы жаловаться на попрание их (несуществующих) прав монастырем. Однако Господь, несмотря на крепкую грамоту Грозного, не поло жил долгого непрерывного века основанной святителем обители и, дабы ещё более укрепить и прославить её значение, возложил по не исповедимым судьбам своим тяжкий крест на её братию. Уже в 1590 году51 шведское войско, напавши на Мурманское побережье, разруши ло, между прочим, как Печенгскую обитель, так и монастыри: Канда лакшский и Порьегубский. Шведские историки, признавая факт, утверждают, однако, что злодеи были просто финляндские разбойники или морские пираты, с чем, по характеру их деяний, и приходится согласиться. Более всего пострада ла Печенгская обитель: разбойники-финляндцы, или финляндские раз бойники, в самый день Рождества разгромили обитель дотла, умертвив всех иноков, лёгших здесь костьми за веру, церковь и Отечество52. Вновь основавшийся, было, затем монастырь отклонился от аскети ческих заветов святителя и, как выше сказано, притеснял подведом ственных ему лопарей, не принося пользы православию и делу госу дарства, за что и был закрыт в 1701 году Петром Великим, и возродился здесь лишь теперь около двенадцати лет назад при крупном участии и под наблюдением Соловецкого монастыря, выделившего на это благое и святое дело кроме средств и часть (до тридцати) своих иноков53. Со строителем монастыря о. настоятелем Ионафаном во главе здеш няя братия, несмотря на её малочисленность, благодаря собственному 51 По исследованию В. О. Ключевского, разрушение монастыря имело место годом ранее - в 1589 году. См. Древнерусские жития святых, позднейшая биография Трифона. 52 Предание говорит о страшном атамане разбойников-пиратов Онике, оставившем по себе следы у мыса Цып-Наволокского на острове Оникиевском, где и теперь находится плита с надписями XV столетия о том: на русском, датском, шведском, норвежском и даже голландском языках. 53 Вторичное возникновение Печенгского монастыря - результат ходатайства бывшего архангельского губернатора князя Н. Д. Голицына, создавшего и Красный Крест на Мурмане и вообще много сделавшего для здешнего края.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz