Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

грамоты подпали под крепостную зависимость монастыря, вследствие чего поморы и теперь называют себя свободными промышленниками, а лопарей - бывшими крепостными крестьянами; последние же хотя теперь и без малейшего повода, но во имя старинных традиций продол­ жают пользоваться всяким случаем, дабы жаловаться на попрание их (несуществующих) прав монастырем. Однако Господь, несмотря на крепкую грамоту Грозного, не поло­ жил долгого непрерывного века основанной святителем обители и, дабы ещё более укрепить и прославить её значение, возложил по не­ исповедимым судьбам своим тяжкий крест на её братию. Уже в 1590 году51 шведское войско, напавши на Мурманское побережье, разруши­ ло, между прочим, как Печенгскую обитель, так и монастыри: Канда­ лакшский и Порьегубский. Шведские историки, признавая факт, утверждают, однако, что злодеи были просто финляндские разбойники или морские пираты, с чем, по характеру их деяний, и приходится согласиться. Более всего пострада­ ла Печенгская обитель: разбойники-финляндцы, или финляндские раз­ бойники, в самый день Рождества разгромили обитель дотла, умертвив всех иноков, лёгших здесь костьми за веру, церковь и Отечество52. Вновь основавшийся, было, затем монастырь отклонился от аскети­ ческих заветов святителя и, как выше сказано, притеснял подведом­ ственных ему лопарей, не принося пользы православию и делу госу­ дарства, за что и был закрыт в 1701 году Петром Великим, и возродился здесь лишь теперь около двенадцати лет назад при крупном участии и под наблюдением Соловецкого монастыря, выделившего на это благое и святое дело кроме средств и часть (до тридцати) своих иноков53. Со строителем монастыря о. настоятелем Ионафаном во главе здеш­ няя братия, несмотря на её малочисленность, благодаря собственному 51 По исследованию В. О. Ключевского, разрушение монастыря имело место годом ранее - в 1589 году. См. Древнерусские жития святых, позднейшая биография Трифона. 52 Предание говорит о страшном атамане разбойников-пиратов Онике, оставившем по себе следы у мыса Цып-Наволокского на острове Оникиевском, где и теперь находится плита с надписями XV столетия о том: на русском, датском, шведском, норвежском и даже голландском языках. 53 Вторичное возникновение Печенгского монастыря - результат ходатайства бывшего архангельского губернатора князя Н. Д. Голицына, создавшего и Красный Крест на Мурмане и вообще много сделавшего для здешнего края.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz