Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

Наживка песчанки для ловли трески. Я. И. Лейцингер. 1887 год по сведениям здешней администрации, существуют ещё и следующие более или менее удобные для стоянки военного флота губы и гавани. Довольно большая губа Порчниха, глубиною от 3 до 10 саж., закры­ тая от всех ветров, удобная для построек и вообще, по местным админи­ стративным сведениям, одна из удобнейших бухт на Мурмане; Трящи- но - губа тоже недурная, но открыта для северных ветров; Монастырская под Кильдином; губы Кольского залива; губа Западная Лица, очень под­ ходящая, если бы не глубина от 30-80 саж.; Титовская в Мотовском за­ ливе, а с противоположной стороны губы: Малая и Большая Волоковые; губы Базарная, Цып-Наволок, Зубовская, Корабельная и, наконец, губа Печенга, о которой скажу подробнее, так как мы туда направляемся. Но все эти губы имеют те или другие недостатки: размера, глубины, входа, замерзаемости, отдалённости и большей или меньшей незащи­ щённости от ветров, и, во всяком случае, после Екатерининской гавани и при ней играют второстепенную роль. Еще с небольшим полстолетия назад у нас были если и не столь удобные в стратегическом отношении, то очень пригодные и притом гораздо большие по размеру и объему, а сейчас, увы, таких не только нет, но досаднее всего, что они, перейдя безо всяких государственных причин, неудач, соображений и выгод нам , при случае могут быть утилизованы против нас же. .& 2_ 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz