Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

другой гавани для порта. По некоторым данным известно, что две бухты Озерко и Екатерининская тщательно исследуются - и наиболее удобнейшей из них дано будет предпочтение. По поводу этих удобств я и хочу сказать несколько слов. Имея в виду качества строящихся ныне ледоколов, разламывающих аршинный лёд и даже толще, разумеется, все гавани Мурманского берега следует признать незамерзающими, т. е. если таковыми считать те гавани, из коих военное судно во всякое вре­ мя может выйти в открытый океан. В Мурманских гаванях лёд иногда лишь доходит до двух четвертей аршина толщины, что главным обра­ зом зависит от умеренности климата, наличности теплого Гольфстрима и океанской солёности. Ни одна гавань Мурманского берега не постав­ лена в такие неблагоприятные условия, как, напр., Кронштадт, плотно запертый всю зиму замёрзшим Финским заливом. Вдоль Мурманского берега море, безусловно, всегда свободно от льдов, начиная от Семи островов к северо-западу, и, стало быть, выбирая место для порта на Мурмане, надо считаться собственно не с фактом замерзания той или другой губы, - так как понятие о замерзаемости их отнюдь не исклю­ чает возможности выхода из них, но главным образом надо обратить внимание на те последствия и неудобства для порта, которые будут проистекать и всецело зависеть от такого замерзания. Замерзание же в Мурманских гаванях сопровождается следующими явлениями: обык­ новенно начинается с того, что выпадает снег, который с течением вре­ мени охлаждает верхние слои воды настолько, что перестает таять и ложится ровным слоем на поверхности воды во время безветрия, или же сбивается ветром к которому-нибудь берегу в толстый густой слой сырой снежной массы, которым, наконец, покрывается значительное пространство бухты или залива, и даже весь залив. Такая кашеобраз­ ная, густая масса прекращает всякое движение на шлюпках, не давая возможности ни работать веслами, ни тащиться крючком. При морозах не ниже 10°C она слабо твердеет и подолгу не даёт возможности ходить по ней человеку; но в то же время обладает таким значительным сопро­ тивлением, что при толщине, напр., в два вершка прекратит движение паровых шлюпок и крепко будет задерживать движение паровых кате­ ров и баркасов. При морозах около 10°C и более эта масса сплачивает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz