Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

службе Его Величеству и безнаказанно отряжать часть своих людей на какие-то работы. Если эти работы необходимы, надобно пожертвовать деньгами, надобно поискать специально примерное судно, вроде «Дне­ пра», а не обманывать себя, не утверждать, что военные люди могут быть и воинами, и чернорабочими одновременно. У нас сбивают эти понятая зачастую и с лёгким сердцем экономничают гроши, застав­ ляя матросов грузить уголь. Но этой работы ныне не исполняют даже матросы коммерческих пароходов, не только военных; почему же во­ енный крейсер, обязанный уметь хорошо стрелять, ставить и убирать паруса, ограждаться минами и т. д., может игнорировать расписание и отрывать своих людей от прямых обязанностей? Бедный этот русский военный флот, право! Прожил два века, и В. С. забраковал его и советует переделать в корчий; корреспондент, проехав по Мурману, мимоходом увидел военный флот и нашёл, что крейсер того же военного флота изнывает от безделья». Его же и на то же ответ в «Новом Времени» «М. Г.! В № 6644 вашей уважаемой газеты, «Русский Странник» меж­ ду прочим отмечает, по его мнению, одно курьезное обстоятельство, за­ ключающееся в том, будто бы г. Нюхалов, принимая участие в разговоре в столовой парохода «Ломоносов» по поводу Екатерининской гавани, противоречил себе до такой степени, что нельзя было разобрать точно, за или против гавани стоял он, и затем уже написал в «Новое Время» статью (№ 6602), в которой указывал, что гавань Озерко подвергается сравнительно меньшей замерзаемости против Екатерининской, и как на непреложные доказательства ссылался на ряд работ, предпринятых им. Я не могу и не желаю доказывать преимущества той или другой гава­ ни для нашего флота, считая это дело второстепенным, пока не решен вопрос в принципе о пригодности Мурманского побережья для военно­ го флота. Между Екатерининскою гаванью и Озерком такое небольшое расстояние, что наши адмиралы, капитаны и инженеры сумеют и успе­ ют осмотреть их и оценить их преимущества. Кроме того, всё будет за­ висать и от того, какой порт захотят устраивать на Мурмане. Но ввиду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz