Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

побережья, а кроме того и пунктом, на который прежде всего при пер­ вом сигнале войны устремятся союзные флоты, шведско-норвежский в особенности. Каждому тогда ясно, что благоустроенная и вооружённая Екатерининская гавань выдержит благодаря её стратегическому поло­ жению, несмотря ни на какие силы врагов, какие угодно севастополь­ ские сидения и недоступна не менее Гибралтара. Другое дело Озерко: г. А. К. сознается, что он не особенно силен в стратегических соображениях, и это, конечно, очень жаль, а ещё более жаль, что он не считает их серьёзными. Стоит посмотреть на положе­ ние рекомендуемой г. А. К. как бы единственным исходом для преуспе­ яния в морском деле России гавани Озерко, чтобы наглядно убедиться в этом. Прежде всего, бросается в глаза, что сравнение Озерка в страте­ гическом отношении с Севастопольской бухтой - сравнение совершен­ но невозможное. Пусть южная бухта с её многомиллионными сооруже­ ниями обстреливается с моря, но там для их возведения имеется уже то основание, что более защищенной (вроде Екатерининской) гавани в Крыму нет40, что и ранее, когда бухта была ещё не под выстрелами, в ней положены были миллионы, что, наконец, эта бухта внутри нашей территории, а не на какой-нибудь вне торчащей косе, что её сообще­ нию со страной (при давно построенной железной дороге) не грозит опасность перерыва, что наши на несколько вёрст вынесенные форты тоже молчать не станут, и что Камышовую бухту сначала надо взять, а раньше, в бурю, может не раз повториться трёпка, уже выпадавшая союзным флотам на долю при осаде Севастополя. Здесь же всё обратно. Прежде всего железной дороге, смысл коей не один военный порт, но и оживление центра наших промыслов на Мурмане, придётся отклониться от этого центра ради военной гавани вёрст на 120 и более, т. е. бросить десяток лишних миллионов на тун­ нели, взрыв скал, осушку и засыпку болот, трясин и впадин, но всё это ещё бы ничего, ибо я согласен с г. А. К., что порт для России нужен не на десять лет, а на целый исторический период, и, следовательно, для блага такого дела можно поступиться десятком миллионов «народных 40 Конечно, Николаев идти в сравнение не может.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz