Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.

— 43 — себя въ т а т е трудные дни промышленнику? — ромомъ; вотъ и пьютъ ромъ кормщикъ и вс* промышленники, до зуйка. М ера, установленная въ Норвегш, требующая обязательнаго отдыха для всего промысловаго люда въ воскресенье, для подкр'Ьплетя надрывающаго силы про­ мышленника, имеетъ основательныя причины для своего существовашя. Нельзя не пожалеть также о томъ, что на Мурмане ничего не сделано для облегчешя промысла и судоходства въ отношенш составлешя точныхъ, по- дробныхъ и правильныхъ морскихъ картъ. Мурманске берега до сихъ поръ совсемъ не пзследованы въ гидро- граФическомъ отношенш. По всему берегу нетъ ни од- ; ного маяка, ни одного приметнаго знака на меляхъ и I лудахъ, ни береговыхъ створовъ, облегчающихъ входъ въ бухты, и только старый да опытный кормщикъ опре- деляетъ местность по торчащимъ вдоль берега крестамъ и одинокимъ шестамъ, поставленнымъ по обетамъ мур- манщиками, Существуюпця береговыя карты 20-хъ годовъ стары и притомъ какъ промеры, такъ и нанесенный на нихъ береговыя очерташя не верны . Руководствоваться у ка ­ занными на нихъ глубинами значитъ идти на верную гибель, чему примеромъ можетъ служить устраненное только счастливой случайностью несчасие въ Еретикахъ съ пароходомъ, на которомъ объезжалъ въ семидеся- тыхъ годахъ Мурманъ Ведший Князь Алексей Алексан­ дровиче Только вопли и выразительные жесты местныхъ промышленниковъ, выбежавшихъ къ берегу, предосте­ регли пароходъ отъ неизбежнаго крушен!я. Въ то время какъ капитанъ уверенно шелъ согласно указан1ямъ карты по глубокому Фарватеру, въ десяти саженяхъ передъ но- сомъ внезапно остановившагося парохода лежала, какъ оказалось, каменная луда, всего на два Фута подъ водой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz