Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.

зап а се трески рыночная ц ен а на нее весной стоитъ вы­ сокая-, особенно хорошо оплачивается первый грузъ. На Мурмане, за редкимъ исключетемъ, целый грузъ орах- товаго судна собирается хозяевами одновременно, и чемъ на большее число дней опередитъ въ т е ч е т е трехъ-не- дельнаго пути нагруженное треской судно своихъ конкур- рентовъ, темъ больше у него вероятности быстро и по высокой ц ен е распродать свой грузъ. Въ этомъ случае премш въ несколько тысячъ рублей получаетъ самый быстроходный корабль. Небольшая осадка судна необходима при нагрузке рыбой на Мурмане, где мнойя бухты и губы мелко­ водны, а въ некоторыхъ нельзя стоять иначе какъ на обсушке, и во всякомъ случае даже въ лучшихъ бухтахъ бодьшихъ ФакторШ мелкосидящее судно можетъ грузиться съ береговой брюги Фактор1й, редко когда выходящей въ море глубже 10 или 14 Футовъ при отливе. Вообще ни­ когда на Мурмане нельзя заранее определить место н а ­ грузки, находящейся въ прямой зависимости отъ местъ лучшихъ улововъ. Поворотливость судну необходима при полномъ отсут­ ствия береговыхъ хорошихъ морскихъ картъ Мурмана и при массе подводныхъ камней, лудъ и отмелей вдоль бе­ рега и очень узкихъ во многихъ бухтахъ входахъ. Небольшое количество балласта необходимо при рей­ се безъ груза и важно въ томъ отношенш, что только на пути къ рынку сбыта рыбы Фрахтовый мурмансюя суда имеютъ грузъ; обратные же рейсы на Мурманъ не могутъ обезпечиваться даже грузомъ, соответствующимъ балласту. Подвозъ на Мурманъ какихъ бы ни было то- варовъ очень малъ, а следовательно расходъ и время для нагрузки балластомъ идущаго на Мурманъ судна является каяедый разъ потерей. Что при этомъ особенно — 37 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz