Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.
цда, стало бы не только все мужское н аселете нашихъ внутреннихъ губершй, но и бабы ихъ. Если присмо треться къ мужественнымъ и рЬшительнымъ женщинамъ, населяющимъ берега нашихъ внутреннихъ болыпихъ текучихъ и стоячихъ водныхъ бассейновъ, около кото рыхъ кормится все прибрежное насел ете , то и теперь мнопя изъ нихъ заткнутъ за поясъ хваленыхъ поморовъ уменьемъ, уверенностью и смелостью въ управленш суд- номъ. Долго не забуду я, какъ въ текущую весну на гла- захъ у всехъ мурманщиковъ шкиперъ-поморъ трехмачто вой морской баржя Воронина въ т е ч е т е трехъ слишнимъ недель не могъ при настойчивомъ N 0 сделать пустаго перехода въ 25 миль открытымъ моремъ изъ Еретиковъ въ Цыпь-Наволокъ; несколько разъ выходилъ онъ въ океанъ и вновь возвращался на старую стоянку. Шки- перъ этотъ— кровный поморъ, да еще воспитанникъ Кем ской шкиперской школы. Не менее поразителенъ ф э к т ъ , имевшШ место въ 1 8 7 0 году, когда германсия Фрахто- выя суда, по случаю объявления ихъ отечеству Фран- щею войны, не решались выйти въ открытое море и фрахты за одинъ рейсъ достигли размеровъ стоимости перевознаго судна. Сотни русскихъ судовъ стояли на Двине и ни одно изъ нихъ не решалось воспользоваться представившимся небывалымъ барышемъ, такъ какъ ни одинъ изъ русскихъ шкиперовъ не отважился плыть да лее знакомаго Финмаркена, который по ciro пору слу- житъ геркулесовыми столбами русскимъ мореплавателямъ поморамъ. Имеюпцеся ныне съ 1 8 7 1 г. почтовые паро ходы на Мурмане до текущаго года командовались ино странными шкиперами. Не малая причина общаго застоя мурманскаго про мысла кроется въ вечномъ искуш ети промышленниковъ мурманщиковъ въ дешевой продаже (такъ называемаго — 243 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz