Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.
196 — бы первая морская промысловая шкуна. Ловъ трески съ промысловой шкуны производится обыкновенно съ шести неболыпихъ плоскодонныхъ лодокъ (дорш), имеющихся на палубе каждаго судна. При этомъ шкуна промысло вая вполне заменяетъ какъ жилище и какъ складочное место улова береговое становище, а легшя и поворот- ливыя лодки (дорш) заменяютъ мурманскую неуклюжую и тяжелую промысловую шняку. Н а каждую такую лодку садятся два промышленника-, одинъ изъ нихъ гребетъ, другой выпускаетъ небольшой бумажный и осмоленый ярусъ, сложенный въ кадушку. Промышляютъ съ лодокъ этихъ недалеко отъ шкуны, дабы при малейшей опас ности успеть укрыться на безопасную шкуну, вследств 1 е чего и выкидываютъ чаще все яруса рад 1 усами круга, въ центре котораго должна быть шкуна. Въ Америке очень часто лодкой управляетъ одинъ промышленникъ, но опытный и закаленный въ борьбе съ окружающей его водной стих1ею. Одной рукой такой артистъ-промы- шленникъ выкидываетъ ярусъ, а другой управляетъ и подвигаетъ лодку непрерывнымъ движетемъ одного кор- моваго весла. Надо думать, что со временемъ, когда наши мурманщики применятся къ новому способу промысла, они будутъ въ состояти управляться на лодке (дорш) при помощи подростка иди зуйка. Во всякомъ случае на Мурмане введете новаго способа промысдоваго произ водства съ американской океанской промысловой шкуны съ одного удара развязываетъ руки промышленниковъ относительно близости берега и м еста сдачи улова рыбы, а хозяевъ развязываетъ съ ненавистными имъ кормщи ками, давая вм есте съ темъ возможность сделать весь промыселъ подвижнымъ, что въ свою очередь даетъ сво боду отыскивать место стоянокъ густыхъ тресковыхъ юровъ какъ вдоль самаго берега, такъ и въ открытомъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz