Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.

статкамъ шняки приходится, къ сожаленш , добавить, что она мало подымаетъ гру за— не более 200 пудовъ. Кри­ тически разобравъ свойства русской промысловой лодки («шняки»), считаю долгомъ присовокупить, что не мно- гимъ лучше ея и норвежская ёла, морсйя качества ко­ торой лучше только темъ , что у нея очень невысокШ киль, скорее сказать поползновеше на киль, что делаетъ ее немного устойчивее шняки; вы со те борта и поднятые носъ и корма более предохраняютъ ее отъ залива; быстрее и легче идетъ подъ парусами и веслами вследств1е удлин- ненности ея Формы; но за-то она требуетъ балласта и еще менее поворотлива чемъ шняка, требуя чуть ли не простора циркуляцш парохода для полнаго поворота. Ярусъ бываетъ различной длины, отъ 4-хъ до 12 верстъ, что въ прямой зависимости отъ числа тюковъ, изъ которыхъ онъ связанъ, число же тюковъ зависитъ отъ времени года и погоды: чемъ лучше и тише погода, темъ больше тюковъ связываютъ на ярусе. Какъ я уже разъ говорилъ, бичева стоянокъ (изъ которыхъ состав ■ ляются тюки) скручена изъ пеньки и никогда не окра­ шивается или осмаливается для предохранешя отъ силь­ н а я впитывашя морской воды, отчего она мало выдер- живаетъ; по этой же причине необходимо после каждаго лова развешивать на палтухахъ отдельные тюки яруса какъ для переборки ихъ, такъ и для того, чтобы дать стечь впитанной ими воде, а кроме того требуетъ время на просушку. Лучпйя изъ стоянокъ производятся К л о в - monoмз въ Архангельске. Очень жаль, что до сихъ поръ не вводятъ бумажныхъ окрашенныхъ стоянокъ, тотчасъ после отека воды высыхающихъ и очень долго выдер* живающихъ промысловыя работы. По концамъ своимъ, а если онъ длиненъ, то и по средине или даже и въ двухъ м естахъ по его длине, ярусъ держится на месте, — 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz