Кушелев, В. Л. Мурман и его промысла / В. Л. Кушелев. – Санкт-Петербург : Типография Русская скоропечатня (Э. Корево), 1885. – 262 c.
Въ то время какъ въ н*которыхъ западныхъ стано- вищахъ часть промышленниковъ приводите все въ поря- докъ для производства промысла, другая часть еще съ Разноволока направляется къ становищамъ восточнаго или осенняго берега, гд* по осени или скор*е въ конц* л* та производился посл*днш промыселъ и оставлены по становищамъ шняки, которыя необходимо пригнать въ восточныя становища Мурмана. Это одинъ изъ самыхъ тяжелыхъ трудовъ мурманской промысловой страды. Не легко сотни верстъ вдоль Мурмана прогонять тяжелыя на ходу и неповоротливыя шняки, когда постоянныя непо годы и друпя невзгоды безпрерывно заставляютъ з а б е гать, укрываясь отъ волнешя, въ попутныя губы, гд* часто приходится подъ открытымъ небомъ, на р*зкомъ в*тру и мороз* по ц*лымъ днямъ отстаиваться безъ всякаго жилаго пом *щ ет я , а зачастую и безъ топлива и въ мокрой отъ брызгъ одежд* и обуви. Въ эти длин ные пере*зды гибнетъ большинство промышленниковъ, не возвращающихся осенью въ родные края; MHorie от- мораживаютъ руки и ноги, мнопе похватаютъ смертель ный простуды. Только въ посл*дше 'годы положеше за - бол*вающихъ въ этихъ пере*здахъ промышленниковъ во многомъ улучшилось, благодаря санитарному отряду Ар х ан гел ь ск ая благотворительнаго общества, предоставляю - щаго имъ даромъ врачебную помощь, которою до того не могли бы они пользоваться и за деньги. Осенью, когда промыселъ оканчивается, яруса, не вода, шняки убираются и весь уловъ погружается на промысловое судно, каждый хозяинъ, въ силу обычая, бина уже достигаетъ 50 саженъ, а, но выраженш промышденникожъ, ярусъ лежитъ на глубин!; одной стоянки. Очень часто, при опросе, где стоядъ ярусъ, кормщикъ отвечаетЪ: на двухъ, трехъ п четырехъ стоянкахъ, противъ такого-то места ближашпаго берега. — 149 , —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz