Колонизация Карельско-Мурманского края: справочная книжка для желающих водвориться на переселенных участках в Карельско-Мурманском крае/ РСФСР, Сев.-Зап. обл. экон. совещание, Колонизац. комиссия, Правление Мурм. ж.д. - 1-е изд. - Ленинград: [б.и.], 1925. - 30, [2] с., 1 л. карт.: ил.

— 11 — Наконец, Мурманская железная дорога выполняет важ­ ное местное хозяйственное значение. Всем известно, что там, где проводится железная дорога, повышается около дороги ценность земель, появляются около станций поселки, начинает развиваться торговля, промышленность. Наукой и жизнью доказано, что около железной дороги жить удобнее и вести хозяйство выгоднее. Поэтому к железной дороге постепенно начинает пе­ ремещаться жизнь из тех районов, которые оказались распо­ ложенными далеко от дороги. Установлено, что города, находящиеся на железной дороге, быстро растут и разви­ ваются, а оказавшиеся вдали от дороги, развиваются плохо и часто замирают. Так вот в виду всего этого первой задачей колониза­ ции Карельско-Мурманского Края должно являться у к р е ­ п л е н и е М у р м а н с к о й ж е л е з н о й д о р о г и . Укрепле­ ние же железной дороги возможно только тогда, когда дорога будет иметь достаточно грузов для перевозки и районы около дороги будут заселяться и развиваться в хо­ зяйственном отношении. Чем больше по близости к дороге будет образовано поселков, чем больше будет обрабаты­ ваться земли, чем больше будет рубиться леса, чем больше будет добываться рыбы, чем больше будет организовано разных мастерских и предприятий, — тем для дороги лучше. Таким образом, интересны дороги, местного населения и переселенцев совпадают. Без железной дороги жить и ра з ­ вивать свое хозяйство населению трудно, а железной дороге без развития хозяйственной жизни в крае работать невы­ годно и невозможно. Железная дорога, нуждаясь в хозяйственном оживлении тех районов, по которым она проходит, в свою очередь служит как бы той „осью“, вокруг которой должны разви­ ваться жизнь и народное хозяйство. Отсюда вытекает, что колонизация должна в первую вчередь начаться с тех райо­ нов, которые находятся поблизости к дороге. Поэтому второй задачей колонизации должно быть з а с е л е н и е р а й о н о в , п р и л е г а ю щ и х к ж е л е з н о й д о р о г е , fЗасе­ ление это мыслится как привлечение на заготовляемые участки переселенцев из губерний, схожих по своим при­ родным и хозяйственным условиям, так и жителей из отда­ ленных и наиболее сгущенных по населенности районов Карельско-Мурманского Края. Наконец, третья задача колонизаци должна состоять в том, чтобы р а з в и т ь в к р а е в с я к у ю п р о м ы ш л е н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz