Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.
8 5 луются на эхо; надо надЬяться, что съ проектируемымъ учаще- шемъ рейсовъ неудобство это будетъ устранено. Другое, очень важное, неудобство — отсутств1е прямаго пароходнаго сообщеия между Поморьемъ и Мурманомъ: промышленники должны 'Ьхать въ Архангельскъ, непроизводительно тратясь и теряя время, такъ какъ лишь отсюда ходятъ пароходы ни МурманскШ берегъ. И это неудобство было бы очень важно устранить. Мы не встр-Ьчаемъ самостоятельныхъ ловцовъ Кемскаго и Онежскаго уЬздовъ въ за- падныхъ становшцахъ и они попадаются лишь начиная съ Мало- Оленьяго. Преобладающимъ типомъ промысловаго судна является у нихъ карбасъ (бол-Ье 3/.-, всего числа ихъ судовъ), далЪе пдутъ шня ки и наконецъ елы (малыя). Сравнивая суда жителей Онежскаго и Кемскаго уЬздовъ, мы видимъ, что процентъ карбасовъ у первыхъ больше, шнякъ у нихъ значительно больше, но гораздо меньше елъ. Мы вид'Ьли уже, что снаряжеше промысловаго судна обходится довольно дорого; кредитъ въ ПоморьЬ (и вообще въ Архангель ской губернш) крайне дорогъ, да кромЬ того получить въ кредитъ значительную сумму денегъ для промышленника не покрученника весьма затруднительно. Какимъ же образомъ снаряжаются эти суда? Суть д'Ьла заключается въ слЪдующемъ. Покупается подержан ный карбасъ пли шняка, или карбасъ строится самимъ хозяпномъ, или, наконецъ, судно нанимается на лЬто. Затемъ два, три или четыре лица, пор-Ьшивипя промышлять вмЬстгЬ, прюбр'Ьтаютъ сообща наибилЬе необходпмыя принадлежности и во-первыхъ ирусъ. Нер-Ьдко п ярусъ прюбр'Ьтаютъ подержанный. Стоянкн ((веревки) для яруса берутся потоньше, крючки подешевле, самый ярусъ делается сравнительно неболыпихъ разм-Ьровъ, чаще всего тюковъ въ 15—20. Невода не заводятъ, а уплачиваюсь на Мур ман'Ь н'Ьсколько рублей за пользование нмъ; запасъ провизш бе рется минимальный (въ кредитъ) лишь на первое время (напр, куль муки, немного крупы). Такимъ образомъ расходы по перво начальному снаряженпо уменьшаются до сравнительно небольшой суммы и каждому изъ участниковъ приходится внести небольшую долю ея. Судно принадлежите по большей части одному лицу, осталь ные расходы делятся поровну. Какъ только выловлено и продано первое количество рыбы, пайщики расплачиваются съ кредиторомъ, дЬлаютъ дальн'Ьйппя закупки и такъ д-Ьло идетъ до конца про мысловаго сезона. Конечно, невозможность запастись всЬмъ необхо- димымъ впередъ заставляете ихъ много переплачивать на МурмангЬ. Попытаемся определить приблизительно расходы и заработать иайщиковъ на судахъ разнаго типа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz