Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.
22 рЪдко употребляется для промысла, а служить перевозочнымъ сред- ствомъ. Промысловыя шлюпки особаго типа строятся въ Гаымер- фестЬ и Тромсэ особыми мастерами. Шлюпки, длиною около 20 ф.г обладаютъ большой емкостью, отличаются хорошими морскими ка чествами, легко могутъ быть вытаскиваемы на ледъ, им'Ьютъ почти по всему наружному борту добавочную обшивку изъ цинковых!» или желгЬзныхъ листовъ, стоятъ каждая 200 кронъ. Внутреннее разм'Ьщеше следующее: въ носу командное пом'Ьщете па 8—12 челов'Ькъ, тутъ же маленыйй люкъ въ трюмъ, гд-Ь лежать :(апасныя вещи; въ кормгЬ каюта шкипера и 1-го гарпунщика, тутъ же каморка для сухой провизш; всю средину занимаетъ трюмъ, въ который можно попасть по тремъ люкамъ; у передняго люка лежать боченки (5—6) для пресной воды и дрова, у задняго бо- ченки съ солониной, треской, солью и т. п., у средняго (болыпаго) бочки для жира. Такихъ бочекъ бываетъ отъ 20 до 40, каждая вм'Ьщаетъ отъ 20 до 35 пудовъ жира; посоленыя и свернутый шкуры кладутся въ промежутки между боченками и подъ ними. Пока еще не добыли яшру, бочки для баласта наливаются морской водою. Промысловыя шлюпки окрашены въ б'Ьлый цв'Ьтъ, на мачтЬ находится бочка тоже б'Ьлаго цв^та, сидя въ которой промышлен ники высматриваюсь звгЬря. Трудъ экипажа, за исключетемъ повара, вознаграяедается частью добытыхъ шкуръ и сала. По большей части матросы берутъ зимою деньги въ долгъ и уплачиваюсь изъ продуктовъ промысла, но въ Норвегш отношешя эти не вырождаются въ такхя уродливыя формы, какъ нашъ покрутъ. Какъ шкипера, такъ и экипажъ—частью норвежцы, частью финны. Китоваго промысла въ руеекихъ водахъ въ настоящее время не производится. Какъ утверждаюсь поморы, китовъ теперь меньше, и они стали пуглив'Ье. Я упоминалъ уже, со словъ А. Е. Таратина, что китовъ было много зимою въ Кольской губ'Ь. Довольно часто попадались они и въ бытность нашу. Въ anptob административный пароходъ «Мурманъ» засталъ въ руеекихъ водахъ китобойный па- роходъ и отобралъ у него только что убитаго кита, который и былъ проданъ колонисту въ Цыпъ-Наволок'Ь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz