Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.
12 а две нашелъ возможнымъ отпустить. У первыхъ былъ ото- бранъ грузъ (бол^е 1000 тюленей) и на шкиперовъ наложенъ штрафъ. При разборе дела многое еще более подтвердило основатель ность обвинетя, выяснилось множество противоречий, но эти по дробности не представляютъ особаго интереса и потому я не стану вдаваться въ нихъ. Отмечу только, что матросы, бывгше про мышленники, обнаружили действительно большое зн ат е дела. На одной изъ яхтъ были найдены шкуры тюленей, которые, по мне ние матросовъ-экспертовъ, были убиты 3—4 дня тому назадъ. Шкиперъ утверждалъ, что последняго тюленя добылъ 12 дней тому назадъ; но когда ему сообщили показаше матросовъ, онъ тотчасъ же сталъ уменьшать этотъ промежутокъ и остановился на 5—6 дняхъ. Во время стоянки крейсера у Нокуева сюда пришла норвеж ская яхта «Lydia»; ея вахтенный журналъ оказался въ порядке, тюлени были (хотя хохлуши были и здесь) старше и она была отпущена, хотя и возбуждала подозрешя. Шкипера арестованныхъ яхтъ утверждали, что она промышляла вместе съ ними. Въ списке г. Островскаго яхта «Lydia» приводится въ числе промышлявшихъ въ Беломъ море. Приводя эти данныя, я считаю нелишнимъ остановиться на следующемъ обстоятельстве. Случаи, подобные только что описан ному, легко могутъ повторяться. Крейсеръ можетъ застать въ руеекихъ водахъ промысловыя суда съ грузомъ добытыхъ живот- ныхъ. Суда эти не будутъ захвачены во время лова и, конечно, шкипера ихъ станутъ заявлять, что вошли въ руссшя воды съ какою-либо законною целью. Можетъ случиться, что вахтенные журналы ихъ бу дутъ въ порядке, более смышленый или более образованный шкиперъ будетъ давать более толковыя объяснешя и не противоречить себе, карты могутъ не носить никакихъ подозрительных'!, следовъ. Какого образа действШ долженъ крейсеръ держаться въ такомъ случае? Мне кажется, что было бы весьма желательно отыскать другой более стропй и более ращональный критерш для суждешя о ви новности или невиновности промышленниковъ въ такихъ случаяхъ, чемъ тотъ способъ, который можетъ еще съ успехомъ приме няться опытнымъ судебнымъ следователемъ, но который весьма слабъ въ рукахъ человека безъ спещальнаго юридическаго обра- зо в а т я и опытности въ подобнаго рода допросахъ, какими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz