Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.

12 а две нашелъ возможнымъ отпустить. У первыхъ былъ ото- бранъ грузъ (бол^е 1000 тюленей) и на шкиперовъ наложенъ штрафъ. При разборе дела многое еще более подтвердило основатель­ ность обвинетя, выяснилось множество противоречий, но эти по­ дробности не представляютъ особаго интереса и потому я не стану вдаваться въ нихъ. Отмечу только, что матросы, бывгше про­ мышленники, обнаружили действительно большое зн ат е дела. На одной изъ яхтъ были найдены шкуры тюленей, которые, по мне­ ние матросовъ-экспертовъ, были убиты 3—4 дня тому назадъ. Шкиперъ утверждалъ, что последняго тюленя добылъ 12 дней тому назадъ; но когда ему сообщили показаше матросовъ, онъ тотчасъ же сталъ уменьшать этотъ промежутокъ и остановился на 5—6 дняхъ. Во время стоянки крейсера у Нокуева сюда пришла норвеж­ ская яхта «Lydia»; ея вахтенный журналъ оказался въ порядке, тюлени были (хотя хохлуши были и здесь) старше и она была отпущена, хотя и возбуждала подозрешя. Шкипера арестованныхъ яхтъ утверждали, что она промышляла вместе съ ними. Въ списке г. Островскаго яхта «Lydia» приводится въ числе промышлявшихъ въ Беломъ море. Приводя эти данныя, я считаю нелишнимъ остановиться на следующемъ обстоятельстве. Случаи, подобные только что описан­ ному, легко могутъ повторяться. Крейсеръ можетъ застать въ руеекихъ водахъ промысловыя суда съ грузомъ добытыхъ живот- ныхъ. Суда эти не будутъ захвачены во время лова и, конечно, шкипера ихъ станутъ заявлять, что вошли въ руссшя воды съ какою-либо законною целью. Можетъ случиться, что вахтенные журналы ихъ бу­ дутъ въ порядке, более смышленый или более образованный шкиперъ будетъ давать более толковыя объяснешя и не противоречить себе, карты могутъ не носить никакихъ подозрительных'!, следовъ. Какого образа действШ долженъ крейсеръ держаться въ такомъ случае? Мне кажется, что было бы весьма желательно отыскать другой более стропй и более ращональный критерш для суждешя о ви­ новности или невиновности промышленниковъ въ такихъ случаяхъ, чемъ тотъ способъ, который можетъ еще съ успехомъ приме­ няться опытнымъ судебнымъ следователемъ, но который весьма слабъ въ рукахъ человека безъ спещальнаго юридическаго обра- зо в а т я и опытности въ подобнаго рода допросахъ, какими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz