Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.

93 непокорнымъ горцамъ, заселявшимъ этотъ берегъ. Укр£- плешя эти были совершенно изолированы отъ окружавшей ихъ страны, и имели только морское сообщеше между собою и съ Poccieft, при посредства парусныхъ и паровыхъ судовъ, вследств1е чего, при вступленш во время Крымской войны, союзнаго флота въ Черное море, все гарнизоны укрЗшлешй и находивпнеся при нихъ pyccKie поселки были сняты и отвезены въ Керчь, а вся лишя была уни­ чтожена горцами, и 20-тшгЪтшя усил 1 я и жертвы прави­ тельства людьми, а также и 1ОО-миллюнный расходъ на учреждеше береговой линш—пропали безъ всякой пользы для Россш. Повтореше подобной потери вовсе нежелательно при колонизацш и торгово-экономическомъ развитш Мурмана, а потому очевидна настоятельная необходимость обезпечитъ безопасность нашей северной государственной границы, безъ чего все жертвы на развипе промысловъ, торговаго мореходства и экономическаго благосостояшя Мурманскаго берега ,— могутъ обратиться въ безплодную работу и не­ производительный расходъ. Кроме того, наши давшя дружесюя отношены къ соседней Норвегш и Швеши, при полномъ отсутствш всякихъ поводовъ къ политическимъ недоразумешямъ, не избавляютъ наши северныя^ воды, изобильныя морскими зверями и рыбою, отъ ежегодныхъ набеговъ шведско-норвежскихъ флибустьеровъ, которые, пользуясь незамерзаемостью гаваней Финмаркена, раннею весною отправляются на рыбные и звериные промыслы вдоль всего севернаго берега до Новой Земли включительно и темъ лишаютъ нашихъ промышленниковъ наиболее вы- годнаго лова. Это и вызвало, начиная съ 1893 года, еже­ годную отправку изъ БалтШскаго флота одного крейсера для охраны нашихъ северныхъ водъ. Но опытъ доказалъ, что пребываше одного крейсера крайне недостаточно для охраны нашего Поморья и что для действительности та­ ковой необходимо иметь несколько крейсеровъ, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz