Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.

85 Ничего бы такого, очевидно, не могло быть, если бы вопросъ разсматривался преимущественно съ государст­ венной точки зрешя. Тогда, прежде всего, нельзя было бы игнорировать, д л я ч е го и д л я ко го предполагается по­ строить Мурманскую дорогу,—а при такомъ вопросе сами собою устранялись два первыхъ направлешя и подлежало бы обсужденш только третье направлеше отъ Петербурга на Петрозаводскъ въ Кемь... какъ единственное направлеше, проходящее по территорш, заселенной русскимъ элемен- томъ, который желательно привлечь для водворешя въ незаселенный край вдоль всей предлагаемой къ постройке лиши. Нельзя было также не обратить внимашя, что это направлеше соединяетъ съ Мурманомъ два такихъ важныхъ русскихъ заводско - промышленныхъ пункта, какъ Петер- бургь и городъ Петрозаводскъ, предоставляя преимущество русскимъ заводамъ въ поставке железнодорожныхъ при­ надлежностей и подвижного состава строющейся дороги. После выбора этого направлешя комисаею и экономическая ея точка зрешя совершенно изменилась бы. Нельзя было бы не припомнить, что если дорога строится для развит1я Мур­ манскихъ морскихъ промысловъ, то самая важная ея задача облегчить и усилить сбыть продуктовъ этихъ промысловъ, открывая имъ рынокъ, на которомъ прогрессивно разви- ваюшдеся промыслы находили бы постоянный неограни­ ченный и выгодный сбытъ. Такого рынка нетъ ни въ Финляндin, ни въ Петербурге, богатыхъ рыбою, но запросъ на нее особенно силенъ на всемъ внутреннему нашемъ рынке, центромъ котораго служить Москва. Поэтому весьма было бы естественно, если бы комисая, разсматривая во­ просъ преимущественно съ экономической точки зрешя, указала бы на пользу постройки линщ отъ Петрозаводска до Москвы черезъ Череповепъ, Кашинъ, Кимры. Эта ветвь не только открыла бы очень выгодный, неограниченный рынокъ для продуктовъ Мурманскихъ промысловъ, но до­ ставила бы дороге ежегодно десятки тысячъ пассажировъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz