Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.

84 сообщешя, заметно начали развиваться и безъ постройки железной дороги. В с л ^ д е т е этого, комиссш пришлось перейти къ нормальному аргументу о сравнительной деше­ визне разныхъ лишй, соединягощихъ Мурмансюй берегъ съ сетью русскихъ железныхъ дорогъ. Такихъ лишй предложено было три: 1) отъ Улеаборга въ порту Св. Владим1ра; 2) отъ 1оэнсу или Сердоболя на Кемь и 3) отъ Петербурга черезъ Петрозаводскъ до Кеми. Самою длинною, а следовательно и наименее желательною оказалась по­ следняя, —которая однако, проходила черезъ земли, населен- ныя русскимъ элементомъ и, стало быть, наиболее удовлетво­ ряла основной государственной задаче: привлечь на северную окраину русскую колонизащю для развитая морскихъ оро- мысловъ и русскаго нащональнаго торговаго мореходства. Наиболее желательною оказалась лишя отъ 1оэнсу до- Кеми, одинаково устраняющая русское населеше и отъ колонизащи Севера, и отъ усилешя Мурманскихъ промы­ словъ—почти также радикально, какъ и дорога и з ъ У л е а ­ бор га , удаленнаго на 1051 версту отъ Петербурга, до п о р т а Св. Владим1ра , где нетъ даже русскаго стано­ вища, а существуетъ лишь одна финляндская колошя. Нельзя не удивляться, какъ могла быть предложена къ обсуждешю последняя лишя, такъ какъ она, вместо при- влечешя, не только совершенно устраняла русскай элементъ отъ развитая Севера Россш, но устраняла даже городъ С.-Петербургъ со всею его внешнею торговлею и заводско­ мануфактурною производительностью, для которой снаб- жеше рельсами, мостами, подвижнымъ составомъ и всеми другими железнодорожными принадлежностями Мурман­ ской лиши было бы весьма желательно, даже съ экономи­ ческой точки зрешя, въ видахъ развитая русской фабрично- заводской промышленности. Но это не было принято въ соображеше, какъ и все то, что не находилось въ непо­ средственной связи съ сравнешемъ наиболее кратчайшей длины сооружаемой лиши.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz