Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.
80 бавить то новое соображеше, что дорога эта откроетъ для Россш незамерзаюшде круглый годъ порты, которыми можетъ воспользоваться какъ русская, такъ и иностранная внешняя торговля. Нельзя также забывать, что по север ному направлешю сибирской дороги, отъ Екатеринбурга до Котласа, пройдено железнодорожнымъ сообщешемъ половина отъ Уральскаго хребта до незамерзающаго порта на Мурмане. Вследств1е этого, после постройки Мурман ской дороги, осуществлеше великой идеи о соединенш Ледовитаго и Тихаго океановъ непрерывною, русскою железною дорогою, проходящею, на всю свою длину, по русской государственной территорш, — представляется задачею легко исполнимою, ибо потребуетъ лишь соору- жешя железнодорожной ветви отъ Котласа до одной изъ наиболее удобныхъ для сего станщй Петербургъ—Камской линш. Значеше этого международнаго великаго пути, для общей торгово-экономической жизни Россш , такъ очевидно, что описывать это нечего, темъ более что для даннаго случая, т. е. при сужденш о грузовомъ дви- женш на Мурманской лиши, достаточно вспомнить о воз можности соединешя двухъ океановъ, чтобы не сомневаться более въ доходности Мурманской дороги и, стало быть, пользе ея постройки, даже съ коммерческой точки зрешя. Важнее всего, однако, не эти второстепенныя доказа тельства, а самое соединеше центра съ окраиной, которое можетъ вызвать выгоды, непредвиденныя при канцеляр ской и коммерческой постановке вопроса, какъ это можно выяснить примеромъ постройки Средне-аз1атской дороги. Никто не считалъ возможнымъ и не нашлось ни одного предпринимателя, который принялъ бы на себя постройку железной дороги по сыпучимъ, передвигаемымъ ветрами пескамъ, при отсутствш воды и всякой растительности на участкахъ лиши въ 300 верстъ—что, конечно, въ техни- ческомъ и экономическомъ отношешяхъ представляетъ более трудностей, чемъ постройка и эксплоаташя железной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz