Книпович, Н. М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии : из отчетов Министерству Земледелия и Государственных Имуществ по командировкам 1893 и 1894 гг. / Н. М. Книпович ; М-во Земледелия и Гос. Имуществ, Департамент Земледелия. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума,1895. – 125 c., прил.

80 бавить то новое соображеше, что дорога эта откроетъ для Россш незамерзаюшде круглый годъ порты, которыми можетъ воспользоваться какъ русская, такъ и иностранная внешняя торговля. Нельзя также забывать, что по север­ ному направлешю сибирской дороги, отъ Екатеринбурга до Котласа, пройдено железнодорожнымъ сообщешемъ половина отъ Уральскаго хребта до незамерзающаго порта на Мурмане. Вследств1е этого, после постройки Мурман­ ской дороги, осуществлеше великой идеи о соединенш Ледовитаго и Тихаго океановъ непрерывною, русскою железною дорогою, проходящею, на всю свою длину, по русской государственной территорш, — представляется задачею легко исполнимою, ибо потребуетъ лишь соору- жешя железнодорожной ветви отъ Котласа до одной изъ наиболее удобныхъ для сего станщй Петербургъ—Камской линш. Значеше этого международнаго великаго пути, для общей торгово-экономической жизни Россш , такъ очевидно, что описывать это нечего, темъ более что для даннаго случая, т. е. при сужденш о грузовомъ дви- женш на Мурманской лиши, достаточно вспомнить о воз­ можности соединешя двухъ океановъ, чтобы не сомневаться более въ доходности Мурманской дороги и, стало быть, пользе ея постройки, даже съ коммерческой точки зрешя. Важнее всего, однако, не эти второстепенныя доказа­ тельства, а самое соединеше центра съ окраиной, которое можетъ вызвать выгоды, непредвиденныя при канцеляр­ ской и коммерческой постановке вопроса, какъ это можно выяснить примеромъ постройки Средне-аз1атской дороги. Никто не считалъ возможнымъ и не нашлось ни одного предпринимателя, который принялъ бы на себя постройку железной дороги по сыпучимъ, передвигаемымъ ветрами пескамъ, при отсутствш воды и всякой растительности на участкахъ лиши въ 300 верстъ—что, конечно, въ техни- ческомъ и экономическомъ отношешяхъ представляетъ более трудностей, чемъ постройка и эксплоаташя железной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz