Книпович, Н. М. Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана = Grundzuge der Hydrologie des Europaischen Eismeeres von N. M. Knipowittsch : (с 10-ю таблицами карт и профилей) / Н. М. Книповича. – Санкт-Петербург : Типография М. Стасюлевича, 1906. – XII, 1510 с. – (Записки Императорского русского географического общества по общей географии / изд. под ред. д. чл. Ф. Н. Чернышева и д. чл. А. П. Герасимова ; т. 42).

5 6 6 н . м . к н п п о в и ч ъ . № 56 низкая соленость сопровождается высокими температу­ рами—это область береговыхъ водъ. На послЬднихъ двухъ станщяхъ малая соленость сопровождается низкими темпера­ турами, особенно на послЬдней, гдЬ, уже начиная съ малой глубины, наблюдаются исключительно температуры ниже 0°, а на 50 м. температура даже ниже — 1°. Надо помнить, что наблюдешя на этой станщи произведены 4.IX (22 .VIII), т.-е. въ кондЬ лЬта, когда температура значительно повышена. Очевидно, что мы имЬемъ здЬсь дЬло съ водою холоднаго течешя. Итакъ, первый разрЬзъ обнаруживаем мощную массу от­ носительно теплой воды высокой солености, очевидно, восточную вЬтвь Гольфстрема, такъ называемое Нордкапское течеше, за­ ключенное здЬсь между холоднымъ течетемъ близъ МедвЬжьяго острова и областью прибрежныхъ водъ материка. Одно еще обстоятельство должно теперь же быть отмЬчено: болЬе южная часть Нордкапскаго течешя съ соленостью ниже 3 5% 0 лЬтомъ 1900 г. отдЬдена отъ области болЬе высокой солености возвышешемъ дна. Карта глубинъ показываетъ, что это возвышеше дна продолжается на довольно значительное разстояше и далЬе на востокъ. "Указанное возвышеше дна является причиной раздЬлешя Нордкапскаго течешя и обособле- шя отъ него южной части, южной струи съ болЬе низкими- соленостями, чЬмъ въ остальныхъ струяхъ этого течешя. Къ сожалЬнпо, въ области указаннаго козвышешя дна на разсматри- ваемомъ разрЬзЬ въ 1900 г. не было произведено работъ и мы не знаемъ, сказывалось ли уже здЬсь чЬмъ-нибудь подраз- дЬлете течешя на двЬ части въ зависимости отъ рельефа дна. Мы увидимъ ниже, что на долготЬ около 2 7 ’Д0 О въ 1902 г. подраздЬлеше течешя было уже выражено вполнЬ явственно, о чемъ я упоминалъ выше, говоря о картЬ макси­ мальныхъ соленостей. Дополнешемъ къ только что разсмотрЬнному разрЬзу мо- гутъ служить станщи парохода „Михаэль Сарсъ“ 12 — 13.VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz