Книпович, Н. М. Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана = Grundzuge der Hydrologie des Europaischen Eismeeres von N. M. Knipowittsch : (с 10-ю таблицами карт и профилей) / Н. М. Книповича. – Санкт-Петербург : Типография М. Стасюлевича, 1906. – XII, 1510 с. – (Записки Императорского русского географического общества по общей географии / изд. под ред. д. чл. Ф. Н. Чернышева и д. чл. А. П. Герасимова ; т. 42).

ОСНОВЫ ГИДРОЛОГШ ЕВРОП. ЛЕДОВИТАГО ОКЕАНА. 2 5 5 винта, вращающагося отъ напора воды на приделанный къ оси его крылышки, какъ и у термометровъ Н егр етти -З ам бр а въ ихъ первоначальной конструкцш. Когда батометръ открытъ, то между крючками, проходящями въ отверстие перекладины, плотно вдается расширенная нижняя часть стержня, снабжен- наго. крылышками и свободно перемещающегося вверхъ и внизъ по винтовымъ нарезкамъ. При спуске батометра винтъ завинчивается и коническое нижнее распгареше оси прижи­ мается къ перекладине. Напротивъ, при подъеме винтъ на­ чинаешь вращаться въ противоположную сторону, ось подается кверху и коническимъ расширешемъ раздвигаетъ крючки; по- следше соскальзываютъ съ краевъ отверстш, верхняя крышка, лишившись такимъ образомъ опоры, благодаря собственному весу и привешенной къ ней довольно тяжелой гире, съ силой падаетъ, увлекаетъ по дороге систему цилиндровъ и плотно прижимаетъ ихъ къ нижней крышке. Приборъ закрывается очень плотно, такъ какъ гиря своею тяжестью сильно прижи­ маетъ другъ къ другу крышки и цилиндры; кроме того, когда приборъ выходитъ изъ воды, нижнюю крышку посред- ствомъ особыхъ крючковъ еще сильнее прижимаютъ къ ци- линдрамъ. Небольшое изменете, настолько простое, что мы могли сделать его своими средствами, устранило все существенные недостатки этого прибора, который после этого действовалъ замечательно точно. Изменетя, сделанныя нами (риа 1), за­ ключались въ следующемъ: винтъ съ крылышками былъ уда- ленъ и, вместо него, вставлена ось {%>), по которой свободно передвигается небольшая коническая медная гиря (о). Отъ гири идутъ вверхъ, выходя несколько за края рамы, два ме- таллическихъ изогнутыхъ стержня (г), которые соединяются вверху кольцомъ; линь, къ которому прикрепляется батометръ, проходитъ черезъ это кольцо. Для работы батометръ воору­ жается точно такъ же, какъ и прежде. Для закрыватя же по линю пускаютъ кольцевую гирьку (s), которая ударяетъ по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz