Книпович, Н. М. Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана = Grundzuge der Hydrologie des Europaischen Eismeeres von N. M. Knipowittsch : (с 10-ю таблицами карт и профилей) / Н. М. Книповича. – Санкт-Петербург : Типография М. Стасюлевича, 1906. – XII, 1510 с. – (Записки Императорского русского географического общества по общей географии / изд. под ред. д. чл. Ф. Н. Чернышева и д. чл. А. П. Герасимова ; т. 42).

ОСНОВЫ ГИДРОЛОГШ ЕВРОП. ЛЕДОВИТАГО ОКЕАНА. 147 капомъ и Медвежьимъ островомъ и между этимъ посл’Ьднимъ и северной оконечностью Европы является довольно риско­ ванными На карте 27— 30.V .1897 рейсъ проходитъ немного западнее Медвежьяго острова; вода солености 35%о и выше занимаетъ обширное пространство и къ югу, и къ северу отъ Медвежьяго острова, причемъ температура въ южной части этого пространства доходитъ до + 5 ,8 5 ° , а севернее Мед­ вежьяго острова до + 5 ,1 ° . На карте 13— 16.VII.1897 вода указанной солености занимаетъ обширное пространство не только между берегомъ Европы и Шпицбергеномъ, но и къ западу отъ этого последняго; рейсъ проходитъ значительно западнее Медвежьяго острова. Въ южной части область воды съ соленостью 35%о и более разделяется двумя струями менее соленой воды. Наконецъ, на карте 8— 19.XI.1897 названная соленость наблюдалась лишь къ юго-западу отъ Медвежьяго острова и недалеко отъ берега Европы, причемъ температура (судя по карте) южнее Медвежьяго острова была отъ -)-6,4° до 5,5°, севернее до -(- 4°. Лето 1897 г. отличалось необы- чайнымъ развипемъ Гольфстрема въ Северномъ океане и со­ ответственно этому малымъ количествомъ льдовъ (стр. 7). Интересны замечашя авторовъ статьи относительно вл1яшя теченш на распределеше льдовъ. Какъ известно, вл1яше теп- лаго течешя вдоль западнаго берега Шпицбергена сказывается сравнительно благопр1ятными услов1ями для плаватя. „Весь путь этого подводнаго течешя (Unterstromes) обо­ значается уже весною бухтой свободной отъ льда воды между плавучимъ льдомъ у западнаго берега Шпицбергена и грен- ландскимъ ледянымъ течешеыъ. Это такъ называемая „бухта Китолововъ“ („Whalers Вау“) и старый путь судовъ тюлене- нромышленниковъ и китобоевъ, которымъ уже столейя тому назадъ пользовались голландцы и англичане, чтобы рано до­ стигать гаваней на северо-западной оконечности Шпицбер­ гена" (стр. 6). Къ числу такихъ же „более крупныхъ вые- .мокъ въ несущемъ льды полярномъ теченш, которыя более ю*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz