Книпович, Н. М. О ходе работ научно-промысловой экспедиции на Мурмане зимой 1898-99 г. : [(доклад 27-го марта 1899 г.)]. Предварительное сообщение о работах экспедиции для научно-промысловых исследований на Мурмане в течение летних месяцев 1899 г. : [(доклад 8-го октября 1899 г.)] / [соч.] начальника экспедиции Н. М. Книповича ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. - Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. - [2], 39 с. : ил.

— 37 — выѣздовъ въ море, чгЪмъ на шнякѣ. и посещать въ случаѣ надоб­ ности болѣѳ отдаленныя мѣста. Въ течѳніѳ минувшаго лѣта наши лодки неоднократно выходили на промыселъ при такихъ условіпхъ, когда никто или почти никто не пускался въ море изъ-за дурной погоды. А между тЬмъ достаг очно одного лишняго удачнаго лова, чтобы покрыть разность стоимостей шняки и лодки Даля. Едпп- ственнымъ недостаткомъ лодокь было иоложѳніе каюты въ перед­ ней части лодки, что было очень неудобно при тягѣ .яруса въ све ­ жую погоду. Конечно,—недостатокъ этотъ легко устранить. Лодки этого типа были встречены промышленниками съ ве- личайшнмч. скептицизмомъ. При первомъ выѣздѣ въ море промыш­ ленники въ ТериберкЪ прощались съ нашими рыбаками, какъ съ людьми, Идущими на вѣрную смерть. Скоро, однако, они убѣдплись въ полной безопасности этихъ лодокъ, а тѣ, кто съ нихъ работалъ, вынесли самое лучшее впечатлѣніе и высказывали желаніе пріобрѣ- сти такія суда. Единственное возражеиіе противъ этихъ лодокъ (кромѣ сравнительно высокой цѣны)—упомянутое неудобное поло- женіѳ каюты. Считая въ высшей степени полѳзнымъ ввести на Мурманѣ новые, усовершенствованные типы промысловыхъ судовъ, я проек- тировалъ продать обѣ наши лодки въ разсрочку, взамѣнъ ихъ заказать въ Норвегіи двѣ новыхъ съ небольшими измТніеніями и кромѣ того заказать такую лодку въ Поморьѣ (именно бывшему у насъ на службѣ строителю лодокъ). ПріобрЪсти наши лодки въ разсрочку выразили желаніе двое опытныхъ промышленниковъ, бывших?, у насъ на службѣ. Проектъ мой былъ одобрѳнъ Е. И. В. Вел. ІХн. Александромъ Михаиловичемгь и Комитѳтомъ для по­ мощи поморамъ русскаго сѣвера, и я приступилъ уже къ заказу новыхъ судовъ. Кромѣ того Комитетъ предполагаетъ построить лодку этого типа при содѣпствіи командира Спб. порэта К . К. де- Ливрона въ С.-Петербургѣ. Если бы суда этого типа привились на МурмаігЬ. это было бы громаднымъ шагомъ вперѳдъ. Уже много десятковъ лѣтъ люди, близко интересующіеся нуждами нашего сѣвера, пытались поды­ скать типъ промысловаго судна, пригоднаго и практігчнлго для нашего сѣвера, но безъ результата. По прежнему мы видимъ на МурмапЬ почти исключительно шняки и карбаса, да такъ называе- мыя елы, собственно нордландскія лодки (Nordlandsbaade), ввози- мыя изъ Норвегін. Между тѣмъ не только шняки и карбаса, но и елы предетавляютъ типы устарЬлые, весьма несовершенные п

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz