Книпович, Н. М. О ходе работ научно-промысловой экспедиции на Мурмане зимой 1898-99 г. : [(доклад 27-го марта 1899 г.)]. Предварительное сообщение о работах экспедиции для научно-промысловых исследований на Мурмане в течение летних месяцев 1899 г. : [(доклад 8-го октября 1899 г.)] / [соч.] начальника экспедиции Н. М. Книповича ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. - Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. - [2], 39 с. : ил.
— 37 — выѣздовъ въ море, чгЪмъ на шнякѣ. и посещать въ случаѣ надоб ности болѣѳ отдаленныя мѣста. Въ течѳніѳ минувшаго лѣта наши лодки неоднократно выходили на промыселъ при такихъ условіпхъ, когда никто или почти никто не пускался въ море изъ-за дурной погоды. А между тЬмъ достаг очно одного лишняго удачнаго лова, чтобы покрыть разность стоимостей шняки и лодки Даля. Едпп- ственнымъ недостаткомъ лодокь было иоложѳніе каюты въ перед ней части лодки, что было очень неудобно при тягѣ .яруса въ све жую погоду. Конечно,—недостатокъ этотъ легко устранить. Лодки этого типа были встречены промышленниками съ ве- личайшнмч. скептицизмомъ. При первомъ выѣздѣ въ море промыш ленники въ ТериберкЪ прощались съ нашими рыбаками, какъ съ людьми, Идущими на вѣрную смерть. Скоро, однако, они убѣдплись въ полной безопасности этихъ лодокъ, а тѣ, кто съ нихъ работалъ, вынесли самое лучшее впечатлѣніе и высказывали желаніе пріобрѣ- сти такія суда. Единственное возражеиіе противъ этихъ лодокъ (кромѣ сравнительно высокой цѣны)—упомянутое неудобное поло- женіѳ каюты. Считая въ высшей степени полѳзнымъ ввести на Мурманѣ новые, усовершенствованные типы промысловыхъ судовъ, я проек- тировалъ продать обѣ наши лодки въ разсрочку, взамѣнъ ихъ заказать въ Норвегіи двѣ новыхъ съ небольшими измТніеніями и кромѣ того заказать такую лодку въ Поморьѣ (именно бывшему у насъ на службѣ строителю лодокъ). ПріобрЪсти наши лодки въ разсрочку выразили желаніе двое опытныхъ промышленниковъ, бывших?, у насъ на службѣ. Проектъ мой былъ одобрѳнъ Е. И. В. Вел. ІХн. Александромъ Михаиловичемгь и Комитѳтомъ для по мощи поморамъ русскаго сѣвера, и я приступилъ уже къ заказу новыхъ судовъ. Кромѣ того Комитетъ предполагаетъ построить лодку этого типа при содѣпствіи командира Спб. порэта К . К. де- Ливрона въ С.-Петербургѣ. Если бы суда этого типа привились на МурмаігЬ. это было бы громаднымъ шагомъ вперѳдъ. Уже много десятковъ лѣтъ люди, близко интересующіеся нуждами нашего сѣвера, пытались поды скать типъ промысловаго судна, пригоднаго и практігчнлго для нашего сѣвера, но безъ результата. По прежнему мы видимъ на МурмапЬ почти исключительно шняки и карбаса, да такъ называе- мыя елы, собственно нордландскія лодки (Nordlandsbaade), ввози- мыя изъ Норвегін. Между тѣмъ не только шняки и карбаса, но и елы предетавляютъ типы устарЬлые, весьма несовершенные п
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz