Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
— 43 является довольно удобнымъ пом^щешемь для трехъ-четырехъ че- ловгЬкъ. Для подъема якоря служить ручной брашпиль съ шестернями, который можетъ быть устанавливаемъ на быстрый и малый ходъ. Подъемъ якоря на малый ходъ—-80 саж. въ часъ, на скорый—въ 4 раза быстрее. Рангоутъ состоитъ изъ горизонтальнаго выдвижного бушприта длиною ЗО'б" и д1аметромъ 11", передней мачты (толщиною у пяр тнерса 15", длиною до топа 39'2", топъ 9'10") со стеньгою (съ флаг- штокомъ —36' 6") и небольшой задней мачты. „Поморъ" имеетъ сл е дующее паруса: бомъ-кливеръ, кливеръ, стаксель, фокъ, форъ-топсель, гротъ и гротъ-топсель. Полная площадь парусности ‘2,970 кв. футовъ. Первоначально „Поморъ“ былъ снабягенъ 4 промысловыми шлюп ками и одной легкой. Промысловьтя шлюпки следующихъ размеровъ: длина по килю 22' 2", наибольшая длина 27'3", ширина съ обшивкой 7'6", высота у миделя З'Н". 2 мачты безъ стоячаго такелажа съ че- тыреугольными широйтовыми парусами ставились: одна у форъ-штевня, другая у третьей банки. Поперечными переборками лодка делится на лари для снастей и рыбы. Наборъ и обшивка сосновыя, обшивка кромка на кромку, толщина ея 1", связана железными заклепками. Лодки хорошо держатся на море, обладаютъ значительной наветрен- ностыо и хорошо ходятъ, но, будучи короткими сравнительно съ ши риною, сильно рыщутъ на зыби. Впоследстше часть шлюпокъ была потеряна въ штормы, вне запно поднимавшееся, когда „Г1оморъ“ стоялъ на якоре въ открытомъ море, и была заменена шлюпками типа слъ (норландботъ). „Поморъ“ оказался судномъ весьма хорошихъ морскихъ качествъ; онъ хорошо ходить и держится на волненш, легко поворачиваетъ, идетъ круто къ ветру. По ходу это судно считалось однимъ изъ луч- шихъ среди Олесундскихъ банкшейтъ. Переходъ изъ Олесунда въ Варде въ конце апреля 1898 г. былъ сделаиъ въ 7 дней, что можетъ служить самой лучшей рекомендащей для этого судна. Хотя въ виду всего сказаннаго мы можемъ считать „Поморъ“ судномъ въ своемъ роде очень хорошимъ, но для работъ экспедищи онъ, конечно, былъ мало пригоденъ. Это не значить, чтобы онъ ока зался хуже, чемъ мы думали, и чтобы мы поэтому были принуждены въ немъ разочароваться. Его недостатокъ главный и основной заклю чался въ томъ, что въ качестве судна парусного онъ, конечно, нахо дился въ полной зависимости отъ погоды. Мы то штилели где-нибудь въ месте, вовсе для насъ не интересномъ, и теряли массу драгоцен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz