Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

42 — ляется въ юго-западной Норвегш въ области Олесунда (Aalesund). Это такъ называемая банкшейте (Bankskoite). При сод'Ьйствш советника по вопросамъ рыбопромышленности въ Хрпсйанш г. I. О. Даль (Jens О. Dahl), Н. М. Книповичъ пршбр'Ьлъ для экепедищи черезъ адвоката А. -Рённебергъ судно (тендеръ) этого типа ,,Soblomsten“, переименованное впослгЬдствш при поднятш рус­ скаго флага въ „Помора“. Приведемъ кратшя данныя объ этомъ судне *), которому при ­ шлось не мало послужить экспедицш. „Поморъ“ построенъ въ Molde въ 1891 г. Вместимость 5116Л00ре- гистровыхъ тоннъ (брутто 5623/юо тоннъ). Длина по килю 66'4", наиболь­ шая длина 71'6", ширина съ обшивкою 20'1", углубление интрюма 8'. Корпусъ построенъ изъ сосны. Креплешя также деревянныя. Судно имеетъ сплошную деревянную палубу и внутреннюю обшивку; въ трюме положенъ балластъ около 30 т.; поверхъ балласта сплошная настилка. Носовую часть подъ верхнею палубою, отъ форъ-штевня до перед­ ней мачты, занимаетъ командный кубрпкъ съ чугуннымъ каминомъ для отоплешя и варки пищи. Средняя часть судна занята трюмомъ, который временными пере­ борками разделяется на корридоръ и лежашде по бокамъ два ряда отсЬковъ, гд е помещаются тросы, различныя снасти, промысловыя оруд1я и т. д., а также соль и соленая рыба. Въ кормовой части помещается каюта. Первоначально она была крайне мала и тесна и разечитана на двоихъ; по приходе судна въ Варде она была расширена на счетъ трюма и переделана, чтобы вместить несколько человекъ. Новое устройство каюты было уже значительрю удобнее, но каюта оказалась совершенно не приспособленной для су- ровыхъ зимнихъ условий плавашя въ Ледовптомъ океане и въ то время, когда въ верхнихъ слояхъ воздухъ каюты былъ нагретъ до 30° Ц., термометръ, помещенный на полу, показывалъ 0°. Каюту пришлось снова переделать, а за'гЬмъ, такъ какъ съ конца разведочной экепедищи въ каюте „Помора" должно было помещаться уже весьма ограничен­ ное число лицъ, внутреннее устройство было изменено въ видахъ более удобнаго помещешя какъ лицъ, живущихъ въ каюте, такъ и посуды, спирта, инструментовъ и т. д. Каюта освещается светлымъ люкомъ длиною З'З", шириною 2'6" и въ своемъ окончательиомъ виде *) Главнййгшя данныя заимствованы изъ упомянутой выше статьи А. Смирнова „Шхуна Поморъ“ въ № 202 журнала „Русское Судоходство1', январь 1899 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz