Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О б щ i я 3 a M t 4 a H i f l . 190U годъ былъ первымъ, въ т еч е т е котораго пароходъ „Андреи Первозванный" могъ работать и летомъ, и зимою, насколько это до­ пускали внешш я услов1я. Лишь въ конце этого года былъ перерывъ въ работахъ парохода, вызванный необходимостью заменить прежшй брашпиль новымъ, паровымъ. Дело въ томъ, что первоначально на пароходе устроенъ былъ якорный брашпиль, приводимый въ движен 1 е передней лебедкою съ помощью цепной передачи. Опытъ показалъ, что такое устройство было нецелесообразно и даже опасно. При отно­ сительно большихъ глубинахъ, на которыхъ приходилось становиться на якорь, цепь быстро изнашивалась и легко лопалась, что предста­ вляло большую опасность для находящихся около лебедки и брашпиля людей. Вместе съ темъ разрывъ цепи въ критичесшй моментъ могъ представлять большую опасность и для самаго судна. Постановка бра­ шпиля заняла конецъ декабря. Более существенное значеше имели перерывы работъ вследств1е бурной погоды, какъ мы увидимъ въ сле- дующихъ главахъ этой части. Какъ бы ни было, 1900 г. впервые далъ матер1алъ по гидрологш * и бюлогш изучаемыхъ экспедищею морей въ зимнее, весеннее и осеннее время въ значительныхъ разстояшяхъ отъ Мурманскаго берега. Какъ было уже упомянуто въ первой главе II части (стр. 157), имен­ но въ начале 1900 г. былъ найденъ щлемъ, позволивши! удобно произ­ водить гидрологичесюя работы даже при довольно свежей погоде и зна- чительномъ волненш. Это обстоятельство сильно помогло расширенно з н а т й по гидрологш изучаемыхъ морей и, какъ результатъ гидроло- гическихъ работъ этого года, явилось, какъ мы увидимъ ниже, уHie до­ вольно определенное представлеше о теплыхъ и холодныхъ течешяхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz