Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

ПослЪ этого краткаго отступления, которое необходимо для уста­ новления правильной точки зргЬш'я на работы экспедицш въ т еч е т е отчетнаго перюда, мы перейдемъ къ ближайшему обзору условШ, характера и результатовъ работъ. Центръ тяжести работъ экспедицш лежалъ въ т еч е т е первой половины разсматриваемаго здесь перюда, конечно, въ деятельности парохода, а работа промысловыхъ судовъ являлась деломъ второ- степеннымъ и по отношение къ главнымъ задачамъ экспедицш даже маловажнымъ. Пароходъ „Андрей Первозванный1 оказался, какъ мы видели уже въ первой главе этой части, вполне соответствующнмъ своему назиа- чешю. Морси л качества его оказались хорошими, ходъ более чемъ достаточнымъ (онъ былъ обыкновенно до 10 узловъ т. е. 10 морскпхъ миль или 17х/ 2 верстъ въ часъ). Приспособлешя для работъ съ помощью важнейшихъ научныхъ и промысловыхъ орудШ оказались тоже вполне целесообразными, лабо- раторш—удобными. Обнаруяшлись, разумеется, и некоторые мелгяе недочеты въ этомъ отношеши, имевппе, однако, второстепенное зна- чен1е; некоторые изъ нихъ были позднее исправлены. При такихъ услов1яхъ и некоторой подготовке, приобретенной въ т еч е т е разведочной экспедицш, можно было, конечно, работать успешно и интенсивно. Но з н а т я наши о море, подлежащемъ нашему изследо- ватю , были все еще довольно скудный ограничивались въ сущности обла­ стью ближайшей къ Мурманскому берегу. Чтобы составить себе общее по- няПе о всей области, г д е экспедицш предстояло работать, необходимо бы­ ло произвести рядъ более или менее дальнихъ рейсовъ въ различныхъ направлетяхъ и выяснить въ существенныхъ чертахъ ихъ бюлоги- честая и гидр ологич еск1я особеииости. Были сделаны поэтому рейсы къ северу отъ западнаго Мурмана до 75° с. ш. и далее къ западу до Медвежьяго острова, рейсы около средины Мурмана (на Кильдиисшя банки, на Териберскую дальнюю банку и къ северу отъ Шельпина до 72° 58' с. ш. и отсюда къ востоку), рейсъ на Канинскш банки и далее къ Новой Земле (на северъ до Маточкина шара) и, наконецъ, рейсъ въ Белое море. Такимъ образомъ область работъ парохода „Андрей Первозванный1 въ т еч ет е почти четырехмесячной деятельности его обнимала область отъ Медвежьяго острова до Новой Земли и отъ 75° с. ш. до южной части Белаго моря. Не мало мешали намъ непогоды, то вовсе прерывавипя работы, то заставлявнпя отказываться отъ шЪко- торыхъ отдельныхъ работъ, весьма важныхъ для выяснен in природы моря. — 376 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz