Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 365 вало волнами то съ бака, то съ кормы. В'Ьтеръ былъ все время противный, идти же приходилось среднимъ ходомъ. Несмотря на это, вода на палуб'Ь временами стояла до самыхъ бортовъ. Въ 6 часовъ вечера прошли, наконецъ, мысъ Хорнсриффъ и взяли курсъ на островъ Гельголандъ. Всю ночь бушевалъ в'Ьтеръ и пароходъ сильно бросало. „28 октября (9 ноября) въ 5 ч. у. пароходъ былъ на траверз!; Гельголанда, а въ 8 ч. у. благополучно достпгъ Везерскаго плавучаго маяка, гд'Ьбылъ взятъ лоцманъ для ввода парохода въ р. Везеръ. Въ 12 ч. прошли Времергафенъ, а въ 3 ч. по­ полудни ошвартовались у завода „Бремеръ Вулканъ“ (Bremer Vulcan) въ ВегезакЬ, гд'Ь пароходъ былъ встр'Ьченъ инжеиерамн завода и вновь назначеннымъ комаиднромъ па­ рохода „Андрей Первозванный" В. М. Якубовскимъ". Работы но пароходу затянулись очень сильно. Этимъ временемъ Л. Л. Брейтфусъ воспользовался для разлпчныхъ заказовъ и покупокъ въ Кил!; и Берлин'Ь, а также Бремергафен'Ь и Гестемюнде, а также для разлпчныхъ научныхъ занят1й п сношешй и разлпчныхъ хозяйственныхъ д'Ьлъ экспедицш. Въ начале декабря „Андрей Первозванный" перешелъ изъ Вегезака въ Гесте- ыюнде для окраски подводной части. 7 (19) декабря онъ перешелъ въ Бременгафенъ для погрузки нров1анта и угля изъ складовъ фирмы Bodiker & Со. Лишь 17 (29) де­ кабря оказалось возможнымъ для парохода идти въ Екатерининскую гавань. Л. Л. Брейтфусъ отправился въ Берлпнъ, чтобы оттуда черезъ Копенгагенъ и Хрпстнно npi'bxaTb въ Троньемъ (Trondlijem), гд'Ь онъ долженъ былъ с'Ьсть на паро­ ходъ „Андрей Первозванный". Ц'Ьлыо по'Ьздкп Л. Л. Брентфуса было посЬтнть нор- вежскпхъ д'Ьятелей по научнопромысловымъ и научнымъ морскимъ пзслгЬдован1ямъ Д-ра 1орта (Hjort) н его асснстеитовъ, чтобы получить отъ нихъ н'Ькоторыя указанin. Въ Дрёбак'Ь, гд'Ь Л. Л. Брейтфусъ встретился съ названными лицами, ему удалось npio- бр'Ьсти весьма нужный для изсл'Ьдовашя рыбьей молоди датскш мелкояченный неводъ для ловли угрей (Dansk Aalevaad). 28 декабря (9 января) Л. Л. Брейтфусъ вьгЬхалъ пзъ Дребака и рано утромъ на сл'Ьдуюшдй день былъ въ Троиьем'Ь, гд'Ь засталъ пароходъ „Андрей Первозванный". Повидавшись зд'Ьсь съ д'Ьятелемъ по научно-промысловымъ нзслёдовашямъ г. Knut Dahl, онъ 30 декабря (11 января) въ 11 ч. утра отправился на пароходе „Андрей Первозванный" въ Екатерининскую гавань. В'Ьтеръ былъ SW н SSW, зыбь умеренная. На этомъ переходе Л. Л. Брейтфусъ могъ убедиться, что жилыя помещенin парохода сухи и теплы; несмотря на довольно сильный морозъ не приходилось заменять обыкновенный костюмъ более теплымъ. До Вестъ-фшрда плаваше шло весьма благополучно, но при входе въ этотъ фюрдъ, что было къ тому же ночыо, старикъ лоцманъ сбплся съ курса и чуть не навелъ паро­ ходъ на скалу. В'Ьтеръ значительно усилился и развелъ сильное волнеше, но пароходъ скоро укрылся отъ качки въ глубин'!; фюрда. Въ 2 ч. у. 1 (13) января 1900 г. стали на несколько часовъ на якорь, а зат'Ьмъ продолжали путь до Гаммерфеста, куда прпшлп утромъ 2 (14) января п гд'Ь налились водой п взяли некоторое количество угля. Гаммерфестъ зпмою почти круглыя сутки' освещается электричествомъ, что, заметимъ кстати, было-бы очень желательно и у насъ въ Александровск'Ь, где электрическое осв'Ьщеше до снхъ поръ лишь номинальное. Около 5 ч. пополудни вышли изъ Гаммерфеста при замечательно теплой погоде для этого времени года, именно -j- 6l/ 4°C (-|-5°R ). 3 (15) и 4 (16) января продолжали путь. Съ пролпва Магерё-сундъ погода значительно изменилась; SW дулъ зд'Ьсь уже не съ теплой поверхности океана, а съ суши, гд'Ь онъ охлаждался, проносясь надъ обширными снежными пространствами въ горахъ северной Норвегш. Вследстчйе этого вода, попадавшая на палубу, замерзала и пароходъ скоро прннялъ весьма фантастически-! видъ: не только палуба, борта и ст'Ьнки палубныхъ надстроекъ, но также шлюпки, мачты, часть такелажа покрылись довольно толстымъ слоемъ льда. Всл'Ьдств1е усиливавшагося в'Ьтра и значптельнаго тумана два раза останавливались па ночь на якор'Ь въ защищенныхъ м'Ьстахъ (у острова Магерё и въ Кунгфшрд'Ь (Kongljord). 4 (16) января въ 2 ч. пополудни пришли въ Варде. Зд'Ьсь забрали почту, якорные канаты и теплыя рубахи для команды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz