Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

чередуясь, то вместе. Несмотря на перлпнь, ночь прошла очень неспокойно. Какъ и прежде, вахтенные, рулевые п машинисты не оставляли своихъ постовъ. „Къ утру 12 (24) октября в'Ьтеръ, обойдя вс'Ь румбы, сталъ нисколько стихать, но уже къ 8 ч. у. онъ снова усилился и дулъ со скоростью более 1 8 метровъ. Баро- метръ то падалъ, то поднимался, смотря по тому, дулъ ли вЬтеръ съ юга или севера; небо то заволакивалось тучами, то снова прояснялось. Въ воздухе было очень тепло отъ —J—9 до —j—12 ‘/а° С (отъ 7 до 10° Р.), несмотря, на середину октября. Весь день прошелъ въ напряженномъ ожиданш возможности продолжать путь. Къ ночи стало значительно тише. „13 (25) октября въ 7 ч. у. пароходъ оставилъ Бьерне-Сундъ и пошедъ дал'Ье. Погода была сравнительно хорошая, в1;теръ слабый отъ N и NW и лишь зыбь напо­ минала о пронесшейся бургЬ. Въ 11 ч. у. прошли Олесундъ. Къ вечеру барометръ сталъ падать и ветеръ перешелъ къ S. Пришлось зайти въ м’Ьстечко Кальвикъ (Ка1- vik) и стать здесь на якорь. Зд'Ьсь пароходъ едва не попалъ на камень, но, по счастью, береговые жители выехали къ пароходу на шлюпке и предупредили объ опасности. Не мало затруднешй въ течете плавашя обусловливались вообще не особенно удач- нымъ выборомъ лоцмана, который очень мало смыслилъ въ картахъ. Притомъ же за не- пмешемъ детальныхъ картъ норвежскаго берега пароходу пришлось идти южнее Воде, руководясь генеральной картой. Ночь была по обыкновенно безпокойной. „14 (26) октября въ 8 ч. утра вышли изъ Кальвика при тумане и нроливномъ дожд'Ь. Въ тумане сбились даже нисколько съ пути, но это было скоро замечено и при помощи указанш рыбаковъ пароходъ взялъ верное направление и въ 7 ч. вечера благополучно пришелъ въ Бергенъ, гдгЬ п сталъ на якорь. „Въ Бергене выяснилось, что на переходе отъ Воде въ Бергенъ „Андрей Перво­ званный" выдержалъ не простой осеншй штормъ, а настояний ураганъ, пронеснпйся надъ западной Скандииав1ей и погубивнпй несколько сотень человекъ и много судовъ. Погибли преимущественно рыбаки, не успевппе во время укрыться въ фюрдахъ, но не мало погибло и крупныхъ судовъ, въ томъ числе несколько пароходовъ. „Целыхъ десять дней съ 15 (27) октября по 25 октября (6 ноября) „Андрей Первозванный" былъ вынужденъ простоять въ Бергене, ожидая благоприятной погоды. Въ течете всего этого времени не выдалось ни одного хорошаго дня; телеграфъ при- носилъ ежедневно со всехъ сторонъ самыя неутЬшительныя изв’Ьсия: „штормъ отъ S0“, „штормъ отъ SW“, „ураганъ1 и т. д. По фшрдамъ везд'Ь стояли пароходы, ожидав- mie более благопргятной погоды. Большею частью пггормы усиливались къ вечеру, при­ чемъ почти ежедневно наблюдались молнш безъ грома. Несколько разъ ветеръ усили­ вался до такой степени, что сообщенie между пароходомъ и берегомъ становилось риско- ваннымъ. Разъ пароходъ нашъ снесло даже съ якорей. Особенно бурно было вечеромъ 22 октября (3 ноября), когда скорость в'Ьтра въ закрытой гавани достигла 16,5 метровъ въ секунду. Барометръ быстро упалъ до 730 мм. “ Продолжительнымъ вынужденнымъ пребывашемъ въ Берген'Ь Л. Л. Врейтфусъ вос­ пользовался для ознакомлешя съ местными зоологическими и промысловыми учрежде- шями и установленш бол'Ье т'Ьсныхъ связей съ м'Ьстными учеными. Много услугъ во время нребыватя парохода въ IГорвегчи оказалъ экспедицш также руссшй пице-консулъ въ Берген'Ь г. Гранъ. „Лишь 25 октября (6 ноября) въ 8 ч. у. „Андрей Первозванный" вышелъ въ море. Къ 2 ч. дня пасмурность усилилась, иошелъ дождь. Пройдя миль 70, бросили якорь въ 4 часа пополудни въ Хаугесунд'Ь (Hangesund) въ становище Хёэварде, гдгЬ оказалась прекрасная якорная стоянка. „26 октября (7 ноября) пошли дал'Ье на югъ. В'Ьтеръ былъ не особенно силь­ ный, но волнеше большое. Въ 1 ч. 30 м. дня бросили якорь въ Эккере (Ескего) въ Эккерсунд'Ь, где свезли на берегъ лоцмана и сдали депеши. Въ З 1/ 2 ч. дня снялись съ якоря и взяли курсь на маякъ Хорнсриффъ (Hornsriff),’ находящейся въ открытомъ море вдали отъ Югландскаго берега. До ночи в'Ьтеръ былъ не особенно сильный, но къ ночи барометръ сталъ постепенно падать, задулъ сильный в'Ьтеръ п началась страш­ ная качка. „27 октября (8 ноября) весь день было очень бурно; пароходъ буквально зали— 364 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz