Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

усиливался и къ 2 ч. пополудни превратился въ настоящей штормъ отъ SW. Пришлось искать якорной стоянки, которыхъ вообще въ фшрдахъ не много, да и те, кашя есть, им'Ьютъ глубину 30— 50 сажень. Ближайшимъ м'Ьстомъ, гд'Ь „Андрей Первозванный" могъ найти удобную стоянку, былъ фюрдъ Сёльсевикъ (Solsevik). Пребываше зд’Ьсь Л. Л. Брейфусъ описываетъ въ своемъ дневнике следующпмъ образомъ: „Зд'Ьсь мы сначала едва не наткнулись на тросъ, протянутый съ находившагося зд'Ьсь угольнаго барка поперекъ ф!орда къ береговому рыму, зат'Ьмъ сильными поры­ вами в'Ьтра насъ неоднократно дрейфовало и переносило въ соседство съ гранитными утесами. Еще съ вечера скорость в'Ьтра равнялась 17,9 метра по анемометру Фюсса. Варометръ быстро падалъ. Съ 10 ч. до 3 ч. утра сл'Ьдующаго дня барометръ упалъ съ 756 до 734 мм. и зат'Ьмъ почти безъ колебанш поднялся до 746 мм. Гребни волнъ сильными порывами в'Ьтра были превращаемы въ водяную пыль, которую несло толстымъ слоемъ надъ поверхностью воды. „Въ 11 часовъ вечера 8 октября посл'Ь недолгаго затишья налегЬлъ на насъ настоящш диклонъ, которымъ насъ снесло съ двухъ якорей и дрека, вытравленнаго на длинномъ стальномъ трос'Ь отъ оттертролля и бросило на стояшдй невдалеке отъ насъ угольный баркъ. По счастью, ударъ не былъ особенно силенъ, такъ какъ и баркъ, въ свою очередь, двигался подъ напорами в'Ьтра въ одномъ съ нами направленш. При столкновенш у насъ поломало большую шлюпку и флагъ-штокъ и погнуло шлюпбалки и поручень на мостике; у барка оказались поломанными крамбалка, транъ и кое-что изъ бортовыхъ мелочей. После столкновешя мы несколько разъ пытались стать на якорь, но наши якоря (Patent-якоря Taylor’a) оказались слишкомъ легкими, а—главное— якорные канаты—слишкомъ короткими (всего по 60 сажень каждый, что при глубп- нахъ не мен'Ье 20 — 30 саж. слишкомъ ничтожная длина). Поэтому намъ ничего больше не оставалось, какъ маневрировать ощупыо между утесами береговъ и островковъ; въ этой работе прошло время до 2 ч. у. сл'Ьдующаго дня. Во время последняго порыва урагана барометръ падалъ до 726 мм., а в'Ьтеръ усиливался до 20 м. въ секунду; при этомъ почти безнрерывно шелъ дождь и сверкала молшя безъ грома. „9 (21) октября съ 2-хъ ч. у. стало несколько тише, а—главное—в'Ьтеръ, хотя все еще оставался довольно свелшмъ, перешелъ къ NW; при этомъ несколько прояснилось п показалась луна. „Къ сожалейпо уже къ 3 ч. стало опять настолько темно, что пришлось зайти въ ближайшее якорное м'Ьсто Рёрвикъ (Rorvik) и бросить тамъ якорь. Съ 3 ч. у. до 12 ночи барометръ поднялся до 770 мм., что также предвещало мало хорошаго, но гЬмъ не менее ночь прошла сравнительно спокойно. „10 (22) октября въ 5 ч. у. снялись съ якоря и вышли въ открытое море. Од­ нако скоро пришлось въ этомъ раскаяться. Ветеръ снова перешелъ въ SW силой до 10 балловъ, волны переливались черезъ бакъ на палубу, гдгЬ часто вода стояла фута на два н едва усп'Ьвала вытекать черезъ шпигаты и окошки въ фальшборте. Темнота, дождь и сн'Ьгъ еще бол'Ье затрудняли положеше парохода вблизи береговъ, гдгЬ на каждомъ шагу попадались подводныя банки и неболыше рифы. Тяжела была работа и въ машине, гд'Ь приходилось постоянно стоять наготове, чтобы въ каждый моментъ быть готовымъ дать полпый задшй ходъ, что и д'Ьлалось несколько разъ. Въ такомъ тяжеломъ и напряженномъ положении экнпажъ оставался до 9 ч. вечера (т. е. 16 ча­ совъ), пока не дошли до фюрда Воразундъ (Borasund). Въ Воразунд'Ь хорошаго якорнаго места не оказалось, но, по счастью, ночь на 11 (23) октября была довольно тихая и па­ роходъ не подвергался опасности. „11 (23) октября въ 5 ч. 15 м. у. пошли дал'Ье, выйдя въ открытое море. Услошя былп крайне неблагопр 1 ятпы: сильное волнеше п в'Ьтеръ уменьшали скорость парохода до 5—6 узловъ. Кром'Ь того, было очень пасмурно. Къ 3 1/ 2 ч. съ боль- шимъ трудомъ добрались до окруженнаго банками Вьерне-Сунда (Bjorne-Sund). Поло- жоше парохода было-бы зд'Ьсь критпческимъ, если-бы не удалось, несмотря на в'Ьтеръ и зыбь, завести перлинь къ береговому рыму п, такнмъ образомъ, укр'Ьпнться более пли мен'Ье наделено. Ночь была очень бурная. Сн'Ьгъ, крупа и дождь шли непрерывно, то — 363 — v

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz