Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

353 — Рано утромъ 16-го (28) поля отправились ловить песчанку, предполагая запасти ее для парохода „Андреи Первозванный", который долженъ былъ придти въ Терпберку. Но произвести ловъ не удалось, такъ какъ сильный ветеръ отъ S съ постоянными шквалами но далъ возможности даже добраться до Териберской р'Ьки и работать съ нс- водомъ, очевидно, было немыслимо. Привезенная ботомъ рыба вычищена и сдана Мерзлютнну. После этого команда отвивала тюки. Вечеромъ отправились вновь на пе­ сокъ съ песчаночнымъ неводомъ, но ловъ былъ совершенно неудачный. Всл'Ьдс'пме извести!, полученныхъ отъ своихъ домашнихъ, Н. С. Жихаревъ съ иаро- ходомъ „Андрей Первозванный" отправился въ Екатерининскую гавань, а дальн'Ьйпия распоряжешя относительно ботовъ передалъ оставшемуся въ Териберк'Ь корщику Зо- лотовскому. 21 iюля (2 августа) Н. С.Жихаревъ вернулся въ Терпберку. За это время команда ботовъ приводила въ порядокъ снастн и Ездила на песокъ съ неводомъ, чтобы запасти побольше наживки, за которой долженъ былъ зайти „Андрей Первозванный" передъ уходомъ своимъ въ дальшй рейсъ, Одинъ разъ ботъ J? 2 выходилъ на промыселъ и мегалъ ярусъ (Л° 15) въ 7 верстахъ отъ берега между мысомъ Териберскимъ и Лудкой, на глубине въ 180 метр. (100 сажень). Вернулся ботъ въ Лодейную губу 21-го поля, привезя около 11 пудовъ рыбы, которая тотчасъ же была взвешена и см'Ьрена. Трески добыто 43 штуки отъ 40 до 110 сантиметровъ, пикши 17 штукъ отъ 53 до 77 см., одна пестрая зубатка (Anarrhichas minor) въ 65 сантиметровъ длиною. Желудки заключали въ ce6f. преимуще­ ственно песчанку и другую рыбу. Воюкса сдана Мерзлютнну, а рыба вычищена и посо­ лена для своего запаса. 21-го поля (2 августа) въ Териберк'Ь на песчаномъ берегу (на прилив'Ь) взяты молодые экземпляры песчанки отъ 1‘/ 2 до 2 сантиметровъ длины и нисколько червей (№ 16). Всл'Ьдстше полученныхъ телеграммъ о смертельной бол’Ьзни отца Н. С. Жихаревъ принужденъ былъ у'Ьхать съ Мурмана; отчеты и коллекцш переданы имъ Л. Л. Брейт- фусу, оставшемуся въ Териберк'Ь. На основанш вышеизложенныхъ первыхъ опытовъ съ промысловыми ботами типа Даля, выходившими въ море при разныхъ услов!яхъ, можно уже было съ несомненностью высказать то положеше, что лодки тина Даля въ общемъ представляются прекрасными судами для промысла и, безъ сомн'Ьшя, превосходятъ въ этомъ смысл!; обычный типъ промысловаго судна на Мурман-Ь—шняку. Для выхода въ море лодокъ Даля того размера, какой употреблялся въ экспедицш въ 1899 году, совершенно достаточно троихъ людей; управляться съ парусами въ сильный даже в’Ьтеръ при лавированш свободно могутъ двое, трет!й на руле. Парус­ ность бота № 2 могла бы быть, повпдимому, несколько увеличена, хотя вообще нужно сказать, что боты очень быстроходны и хорошо слушаются руля. Грузоподъемная сила ботовъ была достаточна. Некоторые недостатки ботовъ, применительно къ требовашямъ отъ промысловаго судна, легко устранимы незначительными изменениями во внутреннемъ устройстве ихъ. Главное неудобство лодокъ Даля въ 1899 г. заключалось въ томъ, что приходилось тянуть ярусъ, стоя на палубе, при очень невысокомъ фальшборте, что въ дурную погоду положительно невозможно. При сильпой зыби и ветре приходилось иногда выбирать ярусъ, буквально лежа на палубе, такъ какъ устоять на ногахъ, ни на что не опираясь, немыслимо. Насколько можно было заключить на основанш опытовъ 1899 года, очень удобно было бы для этого перенести жилое пом’Ьщеше въ кормовую часть, а носовую приспособить для работы съ ярусомъ, сделавши здесь люкъ съ крышками, какъ надъ трюмнымъ пом'Ьщешемъ въ средпей части ботовъ. На веслахъ боты пере­ двигаются довольно легко, приходилось иногда верстъ по 15 идти па веслахъ безъ особаго утомлешя для команды. Мачты на. время работы съ ярусомъ поднимаются и укладываются на палубу легко. Въ каютк'Ь бота, разъ только палуба хорошо оконопачена., можно и обогреться въ непогоду, и иметь смену сухого платья, и хорошо отдохнуть во время „лежанья" на ярусе. Если принять еще въ соображеше, что боты снабжены двумя герметическими воздушными ящиками, что еще более увеличпваетъ ихъ безо- 2 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz