Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

личное знакомство и позднгЬйнпя дгЬловыя сношешя съ известнымъ знатокомъ норвежскаго рыболовства и рыболовныхъ судовъ советни- комъ по вопросамъ рыбопромышленности (Konsulent for Fiskerisager) при норвежскомъ Департаменте Внутреннихъ Д елъ (Departamentet for det Indre), г. Jens 0. Dahl, съ проф. Hensen и д-ромъ С. Apstein въ Киле, проф. F. Heincke на Гельголанде, John Murray и другими чле­ нами Fishery Board for Scotland въ Эдинбурге и рядомъ другихъ лицъ, представителей науки и промысловаго дела. Не могу не отметить пол­ нейшую готовность помочь делу советами и указашями, которую я встречалъ не только среди представителей ученаго Mipa и оффищаль- ныхъ лицъ, но, въ большинстве случаевъ, и среди представителей про­ мысловаго Mipa. Между темъ, какъ я находился въ командировке, Комитетъ для помощи поморамъ приступилъ къ заказу парохода для экспедицш. Уже во время пребыватя моего за границей я заказалъ некото­ рые приборы, которые решилъ включить въ снаряжеше экспедицш; относительно другихъ были собраны необходимый сведеш я . Въ т еч ете зимы 1897—1898 г. продолжалось снаряжеше экспедицш, между тЬмь какъ на з а с е д а т я х ъ Северной Коммиссш обсуждались и разрабатыва­ лись различные связанные съ экспедищей вопросы. Вскоре выяснилось, что къ весне 1898 г., когда предполагалось приступить къ работамъ на Мурмане, пароходъ для экспедицш не можетъ быть готовъ. Въ лучшемъ случае можно было иметь его къ осени 1898 г., но начинать работы въ это время года было бы по местнымъ y^OBiflMb крайне нецелесообразно. Передъ Северной Ком- Mnccieii стала по этому дилемма: или отложить изследовашя на годъ, или приступить къ нимъ теперь же, но въ форме предварительныхъ разведочныхъ изследовашй, пршбретя для этого небольшое парусное судно. Т а т я предварительный изследовашя должны были въ значи­ тельной степени содействовать успеху главной экспедицш, такъ какъ въ т еч ет е ихъ бьит бы испытаны промысловыя и научныя орудья, личный составъ экспедицш ближе ознакомился бы съделомъ и сверхъ того были бы собраны предварительныя данныя, которыя могли въ значительной степени облегчить выработку плана дальнейшихъ ра­ ботъ. Съ другой стороны, промысловые опыты съ неболыпимъ парус- нымъ судномъ хорошаго типа были сами по себе весьма желательны, такъ какъ судовъ, прнгодныхъ для рыбнаго промысла въ открытомъ море, у насъ на Мурмане нЬтъ, а между темъ было весьма ваяшо произвести у насъ опыты такого промысла. Въ виду этого Комнсйя решила пр1обрести небольшое парусное судно и посвятить первый — 23 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz