Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ . Работы промыеловыхъ еудовъ еъ Ю ( 22 ) мая по 3 0 iioHa (12 1юля) 1 8 9 9 г. Задачей деятельности промыеловыхъ еудовъ въ течете лФ,та 1899 г. было, какъ мы видели, помимо опытовъ съ новыми типами еудовъ, главнымъ образомъ нзсл'Ьдо- ван1е распределешя вдоль Мурмана промысловой рыбы съ помощью обыкновенныхъ промыеловыхъ орудш. При этомъ бол^е крупныя суда производили работы въ значи- тельныхъ разстояшяхъ отъ берега, мелшя же въ районе обычнаго шнячного лова. Съ 10-го (22) по 17 (29) мая 1899 г. тендеръ „Поморъ“ стоялъ въ Екате­ рининской гавани. Команда его принимала учаейе въ общихъ экспедицюнныхъ работахъ по устройству береговыхъ помещены, очистке и набнвке ледника и проч., а часть ея, пользуясь ясными, солнечными днями, занималась мелкимъ ремонтомъ, конопаткой палубы и каюты, окраской и другими судовыми работами на „Поморе1. Съ утра 17-го (29) мая готовились къ выходу въ море, запасали провизпо, воду и пр.; къ вечеру „Поморъ1 былъ совершенно готовъ. Въ 10 час. онъ снялся съ якоря и при тихомъ ветре отъ 0N0 вышелъ изъ Екатерининской гавани. Въ этотъ рейсъ изъ состава экспедицш на „Поморе1 отправился Н. А. Смпрновъ. Погода стала портнтьея, когда вылавпровалп пзъ Кольскаго залива, Ветеръ отъ N0 усилился, потомъ перешелъ въ NW п налеталъ порывами и со снегомъ. Меняя несколько разъ галсъ, ложась въ дрейфъ и снимаясь съ него, шли все время въ виду острова Кильдина. Становиться на якорь и метать ярусъ не было возможности. Въ 12 часовъ ночи 19 (31) мая легли въ дрейфъ прп шпроте 69°48' N и долготе 37°32' 0. Глубина была 230 метровъ, грунтъ— песчаный илъ. Въ 1 ч. ночи 20 мая (1 ноня) начали метать ярусъ прямо съ „Помора1. Выметали три тюка, нажпвленныхъ соленой сельдью. Не становясь на якорь, „Поморъ1 подъ парусами ходилъ около ку- басовъ. Въ 5 ч. утра спустили итлюпку, которая пошла выбирать ярусъ. Въ половине 7-го ч. утра выборка была окончена; добыли всего несколько тресокъ и ппкшу. Въ 9 часовъ утра снялись съ дрейфа и пошли на 0N0 прп тпхомъ ветре. Команда наживляла ярусъ. Въ 3 часа 30 мннутъ пополудни спустили большой якорь на стальномъ тросе подъ 69°51' с. ш. и 35°27’ в. д. Въ 5 часовъ вечера поехали въ шлюпке для меташя яруса, а съ тендера производились научныя работы. Ветеръ усилился, поднялось волнеше п боковая качка. Выбирать ярусъ было невозможно. 21-го мая продолжается крепкш ветръ отъ NNO, разведпий высокое волнеше. Въ 8 часовъ утра стальной тросъ, на которомъ былъ спущенъ якорь, не выдержалъ на- .легЬвшаго со снегомъ енльнаго порыва ветра и лопнулъ ншке шкива. Пришлось спяться подъ паруса, причемъ поставили одинъ только штагъ-фокъ. Взялп курсъ къ S. Шлюпка была за кормой, на длинномъ буксире. Въ 9 часовъ утра ее залило водой и оторвало: лопнулъ буксиръ. Захватить ее вследсгт е сильнаго ветра и волнешя не было возмолс- ности. Въ 10 часовъ утра показался мысъ Терпберскш, а въ 2 часа поиолудни отдали якорь въ губе Лодейной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz