Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 283 — Вечеромъ 2 2 мая (3-го iiomi) „Андрей Первозванный!< вошелъ въ заливъ Тери- берсшй н сталъ па якорь въ губе Лодейной. Терибсрскiil заливъ глубоко врезывается въ материкъ и съ моря ограниченъ двумя резко выдающимися и хорошо отличимыми издалека мысами—Териберскимъ съ восточной и Жилымъ съ западной стороны. На нер- вомъ изъ нихъ устроенъ маякъ и сирена, действующая во время туманной погоды. Териберсшй заливъ образуетъ нисколько губъ, удобиыхъ для стоянокъ судовъ и занятыхъ большею частью фактор!ями Мурманских!, купцовъ-промышленпиковъ. Наибо­ лее защищена и удобна губа Лодейная, лежащая съ западной стороны залива. Про- тивъ нея —губа Воронья. Прямо протит. входа въ заливъ губа Орловка съ впадаю­ щей въ нее рекой того же имени. Съ южной стороны въ заливъ впадаетъ довольно большая река Териберка. Она образуетъ на месте встречи ея воды съ приливными течешями большую песчаную от­ мель, такъ называемую егру, надъ которой во время волнешя образуются бо.чыше „взводни“ . Въ такую пору переезжать по этому месту въ лодке далеко не безопасно и но мало было случаевъ, когда волны заливали, опрокидывали лодки, поглощая грузъ и люден. Трудность борьбы въ такихъ случаяхъ увеличивается еще спльнымъ течешемъ изъ реки, относящимъ лодку отъ берега. Ежегодно въ разныхъ местахъ река напоромъ вешнихъ водъ прокладываетъ себе въ этой песчаной мели узшя ворота п нужна известная опытность, чтобы направить лодку н проскользнуть именно этимъ фарватеромъ. Тече- itie пзъ реки п въ тихую погоду очень затрудняетъ доступъ въ нее и обыкновенно для переезда въ становище Терпберку пользуются временемъ прилива, умеряю- щаго силу течешя реки, а для обратнаго выезда—отлнвомъ. Несмотря на это не­ удобство, на песчаномъ, пологомъ берегу, образующем!, уголъ между рекою и заливомъ, помещается одно изъ самыхъ населенных!, п богатыхъ промысловыхъ становпщъ Мур­ мана--Териберка, которую шутя называютъ даже городомъ (см. фототнгшо въ первой части). Удобства поселка здесь несомненны. Главнымъ образомъ онн сводятся къ сле­ дующему: во- 1 -хъ, разъ описанная выше песчаная отмель— „егра“ уже пройдена, река по другую ея сторону представляетъ удобную, достаточно глубокую и тихую пристань для судовъ промышленниковъ.' Во- 2 -хъ, полоrift песчаный берегъ, па которомъ распо­ ложено само становище, представляется однимъ изъ лучпшхъ местъ на всемъ Мурмане для лова песчанки (Ammodytes tobianus) — маленькой рыбки, приближающейся къ бе­ регу иногда громадными массами для метанin икры и служащей, какъ мы видели, самой употребительной наживкой при ловле промысловой рыбы (главнымъ образомъ трески и пикши) ярусомъ — первенствующей рыболовной снастью на Мурмане. Наживка —это одно изъ осиовныхъ условш благосостояния промышленника, такъ какъ безъ нея промы­ селъ ярусомъ невозможенъ и потому естественно, что вопросъ о месте лова наживки чрезвычайно существенъ при выборе жительства временными промышленниками и ко­ лонистами. Кроме песчанки по временамъ (пменно весною п въ начале лета) ловится здесь и другая важная наживка — мойва (Mallotus arcticus s. villosus). Кроме всего сказаннаго, Териберсшй заливъ съ его губами представляетъ вообще удобную бухту для всякнхъ судовъ вследсше своей защищенности. Неудобно въ Териберке то, что до от- крытаго моря отъ колоши довольно далеко. Районъ Териберсшй въ промысловое время обыкновенно богатъ рыбою. Да и въ самый заливъ крупная рыба нередко заходитъ большими стаями, а мелкая рыба дер­ жится почти постоянно. Большой сьездъ преимущественно летнихъ промышленниковъ н изоб 1 ш е добываемой въ xopomift годъ рыбы нривлекаетъ въ Терпберку много скупщи- ковъ и вследеттйе конкурреицш между ними цена па рыбу здесь держптся относи­ тельно высокая. Въ Териберке пароходъ „Андрей Первозванный" оставилъ ботъ № 2 , оказавшиеся слишкомъ болыпимъ, чтобы имъ можно было воспользоваться въ качестве шлюпки для Помора. Ботъ былъ оставлен!, здесь для того, чтобы впоследствш, когда работы бота Ли 1 установятся, тоже быть снаряженнымъ для промысла. На другой день 23 мая (4 1юня) пароходъ въ 5 часовъ вечера вышелъ пзъ Териберки. На немъ въ этотъ рейсъ отправился одинъ изъ фактористовъ Териберки В. И. Кочинъ, очень желавmiй познакомиться съ характеромъ траловаго лова. Въ 7 ч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz