Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
— 2 8 1 — ны ими иервенствующаго на Мурмане промысловаго судна—шнякп, типа очень уста- р'Ьвшаго,нм'Ьющаго массу неудобствъ и далеко не безопаснаго въ открытомъ мор' 1 ;. Экспедищей были ирюбр'Ьтены две лодки Даля, различающихся несколько другъ отъ друга только разм'Ьромъ. Въ дальн’Ьйшемъ изложен!» хода работъ экспедицш лодки эти будутъ называться ботами—менып]й J? 1 , болышй—Л» 2 . Къ вечеру 18 (30) мая ботъ Л° 1 -п былъ готовъ къ первому выходу въ мореи около 12 часовъ ночппри св'Ьжемъ в'ЬтвгЬ отъ WNW вышелъ’изъ Екатерининской гававп черезъ перейму, поль зуясь приливомъ. На ботЬ отправились В. Ф. Држевецшй, промысловый староста И. Н. Золотовскш—въ качеств^ корщика и два человека команды. Ботъ направился въ становище Терпберку, чтобытамъ производить промысловыя изследовашя въ районе обычнаго шнячного лова. По прибыли парохода въ гавань, занялись устройствомъ береговой лаборатор!и, въ которую съ парохода перенесены собранныя за первый рейсъ коллекцш, а на паро ходе пополнены въ своюочередь запасы стеклянной и металлической посуды, спирта п формалина для консервировашя животныхъ. Въ этихъ работахъ былъ проведенъ весь следующш день 19 (31) мая. Кроме-того, посредине гавани,' у бочки взяты cepifl температуръ отъ придонной до поверхностной исоответственный пробыводы батометромъ; произведено сравнеше нЬсколькихъ глубоководныхъ термометровъ. 20 мая (1 поня) въ третьемъ часу дня вышли на паровомъ баркасе отъ „Андрея 11ервозваннаго“ въ Кольсшй заливъ и около 3 часовъ остановились (ст. 9) несколько Ст. 9. севернее восточной оконечности Екатеринпискаго острова. Измеривъ глубину (108 метровъ), собрали обильный планктонъ, вертикально опу- стивъ на глубину въ 1 0 0 метровъ и поднявъ малую пелагическую сетку (Л? 17). За- № 17. темъ взята была cepifl температуръ и пробъ воды батометромъ передъ входомъ въ Екатерининскую гавань, севернее Оленьей губы прп глубине 158 м. Температу ры былп: Глуб. О м. 5 м. 25 м. 50 м. 1 0 0 м. 150 м. t° —j—2,9 —j— 2,7 —(—1,0 -(-1,0 —|— 0 ,8 о —(—0,8 После этогоподошли несколько ближекъ гаванп и недалеко отъ берега (ст. 10 ), Ст. 10. на глубине въ 40 метровъ произвели ловъ малой драгой со швабрами (.К» 18). Вместе № 18. съ небольишмъ количествомъ животныхъ (преимущественно ежей— Strong-уlocentrotus droebachiensis и звездъ—Asterias rubens v. violacea) драга захватала массукрасныхъ нзвестковыхъ, несколько напоминающихъ по внешнему виду кораллы (oirfe такъ и обоз начаются на картахъ), лнтотамшевыхъ водорослей п немного травянисгыхъ багрянокъ. Перейдя затемъ на несколько большую глубину, остановились у самаго выхода Екатерининской гавани и отъ 6 до 7 ч. вечера вновь работали малой драгой. Грунтъ состоялъ изъ песка, мелкихъ камней и плоскихъ лнтотамшевыхъ водорослей. На этотъ разъ фауна отличалась болыпимъ разнообраз5емъ; собрано междупрочимъ много раз личныхъ видовъ моллюсковъ (№ 19). Едва успели прикончить работы съ катера, какъ № 19. съ моря налетелъ сильный порывъ ветра съ туманомъ и снежной бурей—„зарядъ“, какъ характерно иазываюгь здесь таые внезапно возникающее п сразу поднимающее волнеше шквалы. Иногда такой „зарядъ 1 буквально срываетъ съ поверхности слои воды и несетъ ее, раздробляя въ мелшя, какъ въ тумане, брызги. Сразу потемнело кругомъ, въ воздухё крутилась метель и пришлось скорее направляться къ прпстани, такъ какъ волной легко моглозалить низко сидящш въ воде паровой катеръ. Следующш день, 21 мая (2 поня) былъ занятъ разборкой коллекщй, размеще- шемъ и снабжешемъ этикетками, прпведешемъ въ порядокъ записей метеорологпче- скихъ и гидрологическихъ наблюдений и .занесешемъ ихъ въ соответствующеежурналы. Въ то же время пароходъ готовился къ новому рейсу, запасался углемъ, водою и iipoBiisiefl. Вечеромъ получена телеграмма изъ Териберки, сообщавшая о томъ, что „Поморъ", захваченный штормомъ, былъ сорванъ съ якоря, причемъ потерялъ поло вину стального троса съ якоремъ и шлюпку, которуювследсше сильной зыби не успели поднять на палубу и вели за кормой на длинномъ тросе, не выдержавшемъ сильныхъ толчковъ отъ разыгравшихся „взводней“. Такимъ образомъ необходимо было снабдить „Помора" новой шлюпкой, а пока
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz