Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 280 — ночныхъ добыто опять много пглокожихъ, моллюсковъ п другихъ; весьма интересную на­ ходку представляли 5 экз. червя Haming'ia arctica, формычрезвычайно рЬдкой. Перейдя нисколько къ N0, пароходъ вновь остановился пвъ 8 ч. веч. нзм'Ьрилъ С т . 8 . глубины: 1-я—270 м., 2-я 310 метровъ. Грунтъ въ обопхъ случаяхъ—илъ. Въ 9 ч. № 16. 30 мин. (71°21' с. ш. и ЗЗ^-!' в. д.) начата спускъ ottertrawra (ст. 8) (№ 16); въ 9 ч. 50 мпн. тралъ иереданъ на кормовыя цепи. После непродолжительной тяги (до 7 1°19' с. ш. и 33°52' в. д.) тралъ былъ выбранъ, прпчемъ сёть оказалась вслед- C Tuie большого волнешя п неудачнаго спуска свитою и спутанною и потомуразумеется ничего почтп не добыто (лишь на dmds оказался червь пзъ Annelides). Погода все более и более портилась. На сЬромъ непогодливомъ фоне неба мелькали только серые и белые, невзрачные глупыши-буревестники (Fulmarus glacialis). Они садились на воду около парохода, съ алчностью бросались на всякую подачку и съ легкомышемъ, вполн'Ьоправдывающимъ нелестное прозвище—глупыша, попадались на наживленные кусочкомъ рыбы илиеще лучше, рыбьей печени („воюксы“ или ,,максы“), крючки, наскоро сд’кианныхъ, удочекъ. Крайне своеобразна по образу жизни эта птица. Редко встретишь ее по близости отъ берега, но когда берега начинаютъ скрываться или вовсе скроются, можно быть увг1;ренньшъ,что встретишь глупышей, будетъ лп то около Мурмана, или далее на сЬверъ или востокъ". Только во время вывода птенцовъ посгЬщаютъ они берега, гнездясь на уедпненныхъ островахъ, напр., Медв'Ьжьемъ.Положеше ногъ далеко назади д'Ьлаетъ этихъ птпцъ крайне безпомощными на суитЬ; глупышъ, посаженный на палубу судна, не можетъ улететь; чтобы спастись, онъ долженъ плп вскарабкаться на бортъ плп пролезть черезъ отвсрст!е въ борт!;. Такъ какъ продолжать работу не представлялось возможности, то после этой стан- щи пароходъ взялъ курсъ на Кольсюи залпвъ и 18 (30) мая въ 5 часовъ пополудни ошвартовался въ Екатерининской гаванп. Въ общемъ, порядокъ работъ, принятый съ начала главной экспедицш, былъ та­ кой: при остановке парохода прежде всего измерялась глубина и изследовался грунтъ, нричемъ проба грунта большею частью сохранялась. ЗагЬмъ приступали къ спуску оттертролля. Гпдрологичесшя работы производились или после того, какъ тралъ былъ уже на палуб'Ь,плп ими начинались изследовашя на данной станцш. Вследсшс боль­ шой скорости движешя парохода (около 10, иногда до 11 узловъ) промежутки отъ станцш до станцшбылп(какъ былоуже указано въ предыдущей главе) очень непродол­ жительны и, едва успевали покончить съ разборкой всего добытаго изъ моря разными орудьямиматер1ала, какъ уже былпна следующемъ намеченномъ пункте и начина­ лась новая cepifl работъ. Въ теченш всего рейса, кроме псречпсленныхъ работъ, про­ должались метеорологичесшя наблюдешя каждые 4 часа п каждые полчаса измерялась поверхностная температура воды. Нечего и говорить, разумеется, что утомлеше всехъ было значительное; особенно оно сказывалось на техъ изъ участнпковъ рейса, кто легче поддавался в.шшш мор­ ской качки. После исключительно благопр1ятныхъ для работъ условш—полнаго штиля, при которыхъ начата былъ этотъ рейсъ, последше полтора дня погода очень испор­ тилась и сильная зыбь дала возможность судить о степени воспршмчивости членовъ экспедицш къ морской болезни. По возвращенш въ Екатерининскую гавань мы не застали уже въ ней тендера „Поморъ“, накануне вышедшаго въ море. Въ виду необходимости скорейшаго устройства хозяйственныхъ и жилыхъ помеще- нш на берегу, часть команды съ „Помора" съ 11 мая работала на берегу, где изъ членовъ экепедищи оставались J1. Л. Брейтфусъ, В. Ф. Држевецшй, докторъ А. К. Гаусманъ и Н. А. Смирновъ. Другая часть команды, пользуясь солнечными днями, ра­ ботала на „Поморе**, конопатила палубу и каюту, покрывала олифой рангоута и прочее. 17 -го(29-го)съ утра натендере готовилисьвъ выходувъ море,запасались водойи iipoBH3iefl и въ половине десятаго вечера, когда все былоготово, „Поморъ** при очень тихомъ ветре отъ 0N0 снялся подъ паруса. Въ этотъ ренсъ на „Поморе* отправился П. А. Смирновъ. 18 (30) мая было прнступлено къ снаряженш одной изъ палубныхъ лодокъ типа Даля, привезенныхъ иароходомъ нзъ Норвегш съ целью изучешя ихъ и опытовъ при- мънешя при промысле. Въ высшей степени важный вопросъ былъ о возможности заме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz