Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
— '278 — этой части, таил громадным скоиленш крупныхъ кремневыхъ губокъ неоднократно попадались въ различныхъ пунктахъ Мурмана, преимущественно въ относильно мелко- водномъ пространств!;, окружающем'!, Рыба'йй иолуостровъ, и на банкахъ къ сЬверу отъ о. Кильдпна. Массы этихъ же губокъ былиН. М. Книиовичемъ добыты еще въ 1893 г. во время плавашя на крейсере „На'Ьздникъ“ недалеко отъ Цииъ-Наволока. Массытонкихъ кремневыхъ иголъ пронизываютъ въ такнхъ м’Ьстахъ грунтъ, пре вращая его подчасъ въ трудиопромываемую массу. Изъ рыбъ на этотъ разъ было добыто несколько больше, хотя въ промы- словомъ смысл'Ь все же ничтожное количество: 7 молодыхъ морскихъ окуней (Sebastes norvegicus), разм’Ьромъ отъ 14,8 до 35,6 см., 2 трески въ 22,5 и 25 см., одинъ „ершъ“ (Drepanopsetta platessoides) въ 28 см. длиноюи одинъ скатъ (Ilaja radiata). Тотчасъ-же былопзсл'Ьдовано содержимое желудковъ рыбъ, причемъ у трески оказалась переваренная рыба, а у остальных!, неразличимая пищевая кашица. Зат'Ьмъ занялись разборкой и размЬщешемъ остальныхъ животныхъ, принесенныхъ траломъ. Срединихъ попались н'Ькоторыя интересныя и новыя для Мурмана формы, наир., круп ные хитоны (Chiton s. Hanleya abyssorum), ран'Ье известные лишь у береговъ Норвегш, да и то какъ редкость. Также какъ и въ первый разъ, какъ только пароходъ оста новился для выборки трала, съ помощью передней лебедки былъ собранъ планктонъ № 9. большой количественной пелагической сЬткой (JN? 9) отъ глубины въ 190 метровъ до поверхности. Температуры морскойводы на этой станцш оказались сл'Ьдуюшдя: глубина 0 5 м. 10 м. 25 м. 50 м. 100 м. 150 м. t° +1,7 + 1 ,5 + 1 ,1 + 1 ,0 + 1 ,0 5 +1>1 + 1 ,3 ПошгЬ этого пароходу дапъ ходъ и 16(28) мая въ 12 ч.20 м., 12 ч. 50 м. и 1ч. 50 м. дняпоследовательно измерены глубины ииспробованъ грунтъ. Получено: 1)318 м. (1761 / 2 с.), песчаный илъ, 2) 291 м. (162 с.), илъ и камешки, 3) 315 м. (175 с.), илъ. Въ 2 ч. 10 мипутъ, признавъ услов!я удобными, приступили къ новому спуску С т . 5- трала (JV5 11) (сг. 5-я). Положеше парохода: 70°14' 30" с. ш. и 32°8' в. д. Въ 2 ч. № 11. 40 минутъ тралъ былъ спущенъ и ровно черезъ часъ въ 3 ч. 40 м. начали выборку. Въ 4 ч. 16 минутъ мотня была уже па палубе и приступлено къ разборке. Всл'Ьд- CTBie недостаточно вытравленныхь тросовъ тралъ, невидимому, только едва коснулся дна и пришелъ почтп пустымъ. Рыбъ не былововсе; въ сЬти запутались лишь немнопя животныя, главнымъ образомъ, оф!уры п зв'Ьзды. Изъ другихъ животныхъ было .до вольно много болынихъ губокъ, пикногоновъ, амфиподъ, одинъ экземпляръ глубоководной креветки (Pandalus borealis) и т. д. Спущенная при остановке парохода подъ № 12. 70° 15' с. ш. и 32°10' в. д. пелагическая сетка (Д»12) на глубину более 300 мс- тровъ, всл'Ьдсте дрейфа, благодаря которому пароходъ оказался на болёе мелкомъ месте, протащилась по дну и захватила значительное количество камешковъ, повредившихъ ткань стакана. Въ каменистомъ грунте обнаружено много Foraminifera и вм'ЬстЬ съ нимъ захвачено было нЬсколько видовъ моллюсковъ. Температуры по близости отъ этой станцш оказались: гл. Ом. 5 м. 25 м. 50 м. 100 м. 150 м. 200 м. 250 м. 300 м. 350 м. t° + 2 ,8 + 2 ,4 5 + 2 ,2 5 + 1 ,9 5 + 1 ,7 + 1 ,7 5 + 1 ,7 + 1 .8 + 1 ,9 5 + 2 ,0 С т . 6 . 17 (29) мая въ 5 ч. 10 м. утра приступили къ спуску оттертролля (№ 13(a)); № 13а, положеше парохода было 7.0o38, с. ш. и 32°42' в. д. (ст. 6). Предварительно изел'Ь- довали глубину и грунты; глубина была 250, 251 и 250*/, метровъ; грунтъ—илъ съ трубками червей и корненожекъ (Rhizopoda). Въ 5 ч. 30 м. тралъ переданъ на кормо- выя ц'Ьпи, тяга продолжалась въ течешй получаса, а въ 6 ч. 31 м. мотня уже была на палубе. Въ виду того, что тралъ обнаружил!, присутсше трески въ более значи- тельномъ количестве, ч'Ьмъ прежде, р'Ьшенобыло еще разъ протянуть тралъ на этой же станцш, но въ теченш промежутка времени, ушедшаго на тралироваше и подъемъ трала, положеше парохода несколько изменилось и оказалось 70°41' с. ш. и 33°44' в. д. Темъ временемъ, пока опускался и тянулся вторично тралъ (начатъ спускъ въ 6 ч. 44 м. утра, въ 7 ч. тралъ на цепяхъ), было разобрано все принесенное первым!, траломъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz