Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

_ 277 — правлялъ ихъ должнымъ образомъ, выкрикивалъ надлежащее наиравлеше и скорость движешя парохода, вновь уже былъ на корме и, перевесившись совершенно за борть, нротягивалъ своюног.у кому-нибудь изъ близь стоящнхъ матросовъ, прося поддержать, пока самъ за кормой ощупывалъ тросы и цени, приводя что-либо въ порядокъ. Словомъ, можно сказать, что пока команда не приспособилась и не привыкла понимать его, большая часть всей работы приходилась на него одного. Наконецъ, мотня на палубе и съ необыкновенным!, рвешемъ вей принялись за разборку ея содержимаго. Къ сожал'Ьнпо, тралъ слишкомъ загрузился въ илу и потому содержимое его не было богато ни въ смысле зоологическомъ вообще, ни въ ихтюлогпческолъ въ частности. Изъ рыбъ пришли только одпнъ морской окунь (Sebastes norvegicus s. marinus) въ 28,5 см. длины, 1 треска (Gadus callarias) въ 30,3 см., „ершъ“ (Drepanopsetta pla- tessoides) въ 43,6 см. длины. Все три рыбы былисъ пустымижелудками. Больше всего захвачено было траломъ иглокожихъ (Echinodennata), особенно Asterias, изъ ракообраз- ныхъ—крупный крабъ (Lithodes maja s. arctica) и креветки (Pandalus borealis); молюс- ковъ было сравнительно очень мало и довольно много червей. Въ то время, какъ пароходъ остановился (69°53'15" с. ш. и 31°10' в. д.) для подъема и выборки трала, съ помощью (передней) носовой лебедки была медлено спущена до глубины 290 метровъ и поднята на тонкомъ стальномъ тросе большая количественная пелагическая сетка (№ 6). Принесенный ею планктонъ, весьма обпдь- № 6. ный, оказался преимущественно растптельнымъ, сильно заленивпшмъ сетку бурымъ слизпстымъ слоемъ; пришлось потомъ довольно долго возпться съ сеткой, чтобысовер­ шенно промыть ее отъ осадка, для чего се обдавали сильной струей изъ шланга. Между тЬмъ пароходу былъ данъ ходъ по направленно къ N и въ 10 часовъ, въ 10 часовъ 20 минута и въ 10 ч. 50 минута вечера были произведены вновь по­ следовательный измерешя глубины и пзеледованъ грунта: 1) 178 метровъ (99 саж). нлъ; 2) 144 метра (80 саж.); песчаный илъ; 3) 190 м. (105 саж.); илъ съ иглами губокъ. Въ 11 ч. 5 м. подъ 70о2^30" с. ш. п 3 1°4У ' в. д. (ст. 4) приступили къ новому Ст. 4. лову оттертроллемъ (№ 8); въ 11 ч. 35 м. тралъ былъ уже переданъ на кормовыя цепи, № 8. а въ 12 ч. 35 м. начались приготовлешя къ подъему. Всл'Ьдсттае неудачнаго поворота руля стальной тросъ отъ трала навился на пароходный винта и пришлось спускать шлюпку, чтобы яснее раземотреть расположено петель на винте и ускорить освобождеше винта, занявшее въ общемъ более часу. Наконецъ, въ 2 часа 15 мин. (положеше парохода: 70°5'3и" с. ш. и 30°48,30" в. д.) ночи тросы были отвиты и началась выборка. Въ половине третьяго доекп были подняты на борта, стали тащить сеть. Мотня оказалась чрезвычайно тяжелой п сквозь воду просвечивала беловатой массой. Все съ нетерпешемъ и радостнымъ ожидашемъ богатаго улова следили за медлен о подтягиваемой мотней. Ожпдашя, впрочемъ, оказа­ лись несколько преждевременными, такъ какъ мотня оказалась перенагруженной массой большихъ кремневыхъ губокъ, прпсутотвю которыхъ въ данномъ месте былоеще об­ наружено при пробе грунта, илъ котораго заключать массу тончайпшхъ кремневыхъ иглъ. Губокъ такъ много было захвачено траломъ, что местами сеть уже порвалась подъ ихъ тяжестью. Не желая рисковать всей мотнею, до полнаго подъема ея спу­ стили за борта на веревке матроса, который разр'Ьзалъ сбоку мотню,забрался самъ внутрь ея и выбрасывалъ губки; и только когда, по крайней мере, на половину оне были повыброшены, мотню подняли на стропе, (въ 3 ч. 15 м. утра 16 (28) мая), причемъ все ate ихъ оставалось такъ много, что общая масса была д1аметромъ прибли­ зительно въ роста человека. Губки были самыхъ разнообразиыхъ цветовъ, формъ п размеровъ, отъ очень маленькихъ съ простой орехъ величиной до размера большой тыквы. Съ большой прошей отнеслись матросы изъ поморовъ къ такому улову новымъ для нихъ рыболовнымъ оруд1емъ. Когда вся масса губокъ большой грудой была выва­ лена на палубу, кто-то удачно сравнилъ ихъ видъ съ ворохомъ кочанной капусты; ocTpoyMie было подхвачено и дополнено сравнешемъ прпшедшихъ также въ трале длпн- ныхъ голотурш съ огурцами. „Хорошая закуска!" забавно ломанымъ языкомъ повто- рялъ фишмейстеръ, прииявппйся уже за починку прорванной сети. При позднейшихъ изеледовашяхъ, какъ былоуже упомянуто въ первой главе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz