Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 276 — 14(26) мая въ то время, когда пароходъ „Андрей Первозванный" подннмалъ уже якорь, чтобыидти въ первый рейсъ, въ гавань вошелъ пароходъ Мурманскаго общества „Ве­ ликая Княгиня Ольга", прпшедппй изъ Варде, начиная л'Ьтне движеше, которому, внрочемъ, долгоеще несуждено было сделаться правильнымъ *j. Едва усп'Ьвъ получить почту съ Мур­ манскаго парохода, „Андрей Первозванный" около 12 часовъ ночидвинулся пзъ гаванп къ выходу изъ Кольскаго залива. Погода стояла великолепная, склонившееся къ горизонту, но не ослепительное, какъ мы привыкли видеть его въ нашихъ шнротахъ, а словно матовое полуночное солнце длпннымъ столбомъ отражалось п переливалось чистымъ золотомъ въ загатнлевшемъ море. Окаймляющш заливъ горы, покрытия снегомъ и залитыя розовымъ св'Ьгомъ, местами спускались крутыми обрывами и словно опрокидывались въ непо­ движную поверхность М'>ря. Сделана была попытка сфотографировать полуночное солнце. Главной задачей этого рейса было нспыташе различныхъ оруд1й и нриспособлешй и въ частности оттертролля. Въ виду ранняго времени года всего вероятнее быловстретить рыбу въ значптельныхъ количествахъ у западнаго Мурмана и потому было решено начать работы въ Варангеръ-фюрде и къ северу отъ него. Около7 ч. утра 15 (27) мая 1899 года пароходъ былъ уже на первой предпо- Ст. 3 . ложенной станцш (ст. 3) въ Варангеръ-фюрде къ NW отъ Айновскнхъ острововъ подъ 69048'45,, с. ш. и 31018' в. д. (по пеленгамъ). Остановились на глубине около 300 метровъ (т. е. около 165 саж.) и взяли cepiH температуръ, начиная отъ придонной. Температуры были следуюищ: глуб. Ом. 5 м. 25 м. 50 м. 100 м. t° -{-2,2 -р 1,9 -(-0,8 -[-0,75 + 0 , 8 глуб. 150 м. 200 м. 250 м. 290 м. t° + 0 ,9 + 0 ,9 + 1 ,0 + 1 ,0 Одновременно съ этимъ получена cepifl батометрическихъ пробъ и изследована нрозрачность воды посредствомъ диска Секки. После этого стали готовиться къ спуску № 5. оттертролль (ottertrawl) (.№ 5), такъ какъ иоследовательныя измерешя глубинъ и нзсле- довашя грунта посредствомъ лога съ храпами показали услов1я, допускаюнця траловый ловъ. Прп первомъ измереши глубины въ 9 ч. утра былъ спущенъ буй, который дол- женъ определять паправлен1е тяги трала. Изследованныя глубины и пробы грунта шли въ такомъ порядке: 1) около 270 метровъ (300 метровъ съ уклономъ); грунтъ— песчаный илъ; 2) (въ 9 ч. 4 м.) 200 метровъ: грунтъ—песчаный илъ съ камешками; 3) 290 метровъ; грунтъ—илъ; 4) 300 метровъ; грунтъ—илъ; 5) ок. 315 (325 на лине); грунтъ—илъ съ трубочками аннелидъ и аннелидами. Последнее измереше произведено въ 11 ч. 30 минутъ. После этого при­ готовили ottertrawl къ спуску, подняли на бортъ доскп, привели въ должный видъ сеть и мотню. Въ 12 часовъ 26 минутъ доски былпуже спущены за бортъ и начался спускъ трала. Въ 1 часъ 20 минутъ движеше прекращено въ виду того, что тралъ застрялъ, загруженный иломъ, и приступили къ подъему сети. Въ 2 ч. 10 мин. тралъ былъ на палубе. Это былъ первый опытъ спуска трала и, разумеется, не все шло гладко, такъ какъ команда еще не пригляделась и не привыкла къ новому орудпо. Точному и скорому выполнение расиоряжешй руководящего спускомъ снасти спе- шалиста но траловому лову Фоккена мешало еще и то, что команде трудпо былопо­ нимать приказашя фншмейстера, хотя онъ и старался говорить сколько возможно по­ нятнее на какомъ то необыкновенномъ языке, смешанномъ изъ русскаго, немецкаго и норвежскаго. Въ закличете после тщетныхъ усюпй разъяснить словами, что надо-делать, Фоккену приходилось бежать то туда, то сюда и самому непосредственно показывать, что и какъ нужнобыло сделать. Фишмейстеръ чувствовалъ себя въ своей сфере и былъ по истине велпколепенъ. Можно было только изумляться его проворству, силе и неуто­ мимости. Въ вязаиомъ шерстяномъ колпаке и поморке, съ раскрасневшимся и обливаю­ щимсяпотомъ лицомъ онъ не перебегалъ, а буквально переносился какъ-то отъ одного борта къ другому, отъ кормы къ лебедке; вырывалъ изъ рукъ матросовъ рычаги, иа- *) Beoeiiiiie рейсы пароходовъ Архапгельско-Мурманскаго иароходетвд происходятт. между Варде и становищами Мурманскаго берега, л’Ьтше— отъ Варде до Архангельска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz