Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

Внезапная болезнь и смерть матроса П. Эльстингъ задержала пароходъ несколько дней въ ВегезакЬ. 2 (14) п 3 (15) апреля прошли въ прнготовлешяхъ къ похоронамъ и похоро- нахъ, которыя состоялись въ присутствш русскаго консула въ Времен'!; А. Ф. фонъ- Галля па Ринсбергскомъ кладбище (Friedliof ziun Rhiensberg). 4 (16) апреля въ 12 часовъ дня снялись съ якоря въ Вегезак'Ь и въ 3 ч. 15 м. дня ошвартовплись въ Geestemunde, где весь следующш день и часть 6 (18) апреля грузили upoBiairi'b и различные судовые и машинные запасы. С (18) апреля въ 4 1/ 2 ч. пополудни вышли на рейдъ для уничтожешя дев1ацш, зат'Ьмъ возвратились въ гавань и въ ночь на 7 (19) апр'Ьля вышли въ море. На пароходгЬ кроме JI. JI. Брейтфуса п судового состава находился консулъ А. Ф. Гаммъ и корабельный инженеръ завода „Bremer Vulcan“ Мисдорфъ, который долженъ былъ присутствовать при пробе рыбацкаго трала, оттертролля (Ottertrawl), и большой паро­ вой лебедки. Проба трала состоялась 7 (19) апреля въ 7 1/2 ч. у. при благопр1ятной погоде блпзъ о-ва Гельголанда, причемъ фшпмейстеру Фоккену, нанятому на лето для того, чтобы обучить нашу команду п вообще судовой составъ траловому лову, было дано 3 немецкнхъ рабочихъ съ одного изъ рыболовныхъ пароходовъ-троулеровъ (Trawler). Результаты испыгашй трала оказались вполне удовлетворительными и въ короткое время было добыто довольно много камбалъ и другой рыбы и множество различныхъ безпозвоночныхъ--моллюсковъ, иглокожихъ, червей. Вт. 1 ч. 30 м. пополудни пароходъ подошелъ къ Куксгафену н здесь съехали на берегъ г. Мпсдорфъ и трое рыбаковъ. „Андрей Первозванный" пошелъ въ устье Эльбы и въ 3 ч. 40 м. пополудни былъ около занаднаго входа въ Кильскш каналъ около Брунсбюттеля. Покончнвъ съ весьма несложными формальностями, пароходъ пошелъ по каналу Императора Вильгельма н въ 50 м. перваго 8 (20) апреля былъ уже у входа въ Кильскш залпвъ около шлюза Гольтенау, а въ 1 ч. 30 л. утра бросилъ якорь въ Киле, куда Л. Л. Брейтфусъ за- шелъ, чтобы показать пароходъ въ окончательном!, виде Н. К. Рейцепштейну. Заслуживает'!, упоминания тотъ фактъ, что пароходъ „Апдрей Первозванный" не платилъ нигде въ Герман1и иошлниъ или сборовъ въ качестве рыбопромышленнаго судна (позднее онъ не долженъ былъ платить сборовъ въ качестве судна подъ фла- гомъ Невскаго яхтъ-клуба). Въ Киле пароходъ посетили местные ученые профессора Гензенъ, Брандтъ, Ло- манъ и другие. Въ 4 ч. 15 м. дня 9 (21) апреля „Андрей Первозванный" снялся съ якоря н направился въ Либаву. Погода была довольно хорошая, в'1;теръ WNW и потому поста­ вили паруса. 11 (23) апр'Ьля въ 9 ч. 20 м. утра пароходъ подошелъ къ Либавскому плаву­ чему маяку и взялъ лоцмана, а въ 10 ч. ошвартовался у стенки въ Коммерческом'!, порте. Въ это время II. М. Книповичъ вместе съ судовымъ врачемъ А. К. Гаусманомъ, асснстентомъ Л. М. Филипповымъ и студентами Н. С. Жпхаревымъ, М. Н. Михайлов­ ским!., И. А. Смпрновымъ и К. П. Ягодовскнмъ п лабораторным!, служителемъ на­ ходился въ Либаве въ ожпданш парохода. 12 (24) апр'Ьля члены экспедицш перебрались на нароходъ. Вечеромъ прибылъ вице-адмнралъ К. К. Де-Ливронъ въ качеств!’, представителя Его Императорскаго Высо­ чества Великаго Князя Александра Михаиловича. 13 (25) апрЬля было поднятие флага яхтъ-клуба п освящеше парохода, после чего въ 4 часа мы перешли въ военный портъ, где въ течете двухъ следующих!, дней принимали про 1 иантъ и различныя заранее присланныя въ Либавскш портъ вещи и производили некоторыя судовыя работы. 16 (18) апреля въ С ч. 30 м. утра „Андрей Первозванный" снялся съ якоря н пошелъ въ Копенгаген!,. Былъ туманъ и потому почти весь день пришлось идти, умень- шивъ ходъ; лишь къ ночи прояснилось н явилась возможность идти иолнымь ходомъ. Погода была тихая и лишь но временам!, слегка качало. Тихая погода продолжалась и на следующ1й день. Въ 7 ч. утра мы прошли Боригольмъ н въ 3 ч. дня пришли въ — 271 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz