Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 15 — Норвежской границы до становища Восточная Лица, гд е оканчивается область значительнаго промысла, примерно за 300 верстъ, а число промышленниковъ за 4000, то увидимъ, что на версту промысловаго берега приходится всего 13 человекъ. А между темъ Мурманскгй про­ мыселъ производится не только у самаго берега: онъ обнимаетъ полосу вдоль береговъ шириною въ 10 — 20 верстъ и более; отдельный про­ мысловыя лодки уходятъ даже до 30—40 верстъ отъ берега. Надо прибавить, что и въ этихъ ничтожныхъ размерахъ къ разра­ ботке естественныхъ богатствъ Мурмана прилагается трудъ въ фор- махъ самыхъ несовершенныхъ, безъ хорошихъ промысловыхъ судовъ, безъ усовершенствованныхъ орудШ, безъ сколько-нибудь удовлетвори­ тельной организация промысла, наконецъ — что въ высокой степени важно—безъ всякаго серьезнаго знашя промысловыхъ водъ. Считаю нужнымъ несколько пояснить только что сказанное. Однимъ изъ первыхъ условШ успешнаго морского промысла являются хороппя промысловыя суда. Особенное значеше иолучаютъ они въ техъ случаяхъ, когда промыселъ производится у открытыхъ морскихъ бе­ реговъ, а не въ заливахъ и подъ защитою острововъ. На Мурмане мы почти не имеемъ такихъ защищенныхъ заливовъ, которые были бы важны въ промысловомъ отношенш; единственными заливами, имею­ щими серьезное промысловое значеше и более или менее защищенными отъ бурнаго океана, являются у насъ заливы Кольсюй и Мотовсшй съ его губами (а равно губами около входа въ него); но и изъ нихъ первый важенъ собственно лишь по семужьему лову. Мурманскай про­ мыселъ совершается вообще въ открытомъ море, безъ всякой защиты и притомъ въ море бурномъ съ крайне переменчивой погодою. Между темъ на Мурмане мы вовсе не видимъ сколько-нибудь совершенныхъ промысловыхъ лодокъ, если не считать весьма незначи- тельнаго числа лодокъ лучшихъ типовъ, принадлежащихъ некоторымъ колонистамъ не русскаго происхождешя. Подавляющая масса промы­ словаго населешя промышляетъ на шнякахъ, тройникахъ, карбасахъ, елахъ. Все это суда безпалубныя, по большей части вооруженный однимъ прямымъ парусомъ, весьма несовершенный и вовсе несоответ- ствуюиця услов1ямъ Мурманскаго промысла, т. е. промысла въ бур­ номъ открытомъ море. Лавировать иа такихъ судахъ по большей части нельзя или почти нельзя, бороться съ непогодой тояге очень мудрено. Для настоящаго промысла въ открытомъ море, промысла вдали отъ береговъ судовъ нетъ вовсе (если не считать небольшого числа су­ довъ, употребляемыхъ колонистами для лова акулъ). Промысловая техника стоить на Мурмане также весьма низко. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz