Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
234 — добытаго грунта. Нередко прибгЬгаютъ къ более сложнымъ тцнемамъ. Такъ, часто промываше грунта ироизводятъ въ системе изъ трехъ р-Ьшетъ, вложенныхъ другъ въ друга, изъ которыхъ верхнее (вну треннее) самое р-Ьдкое, нижнее (наружное) самое частое. Решета устраи ваются такъ, что между сутками ихъ остается известный промежу- токъ. Промывая грунтъ въ такой системе рЪшетъ, мы производимъ известную сортировку матер1ала: самый грубый остается во внутрен- немъ, самый мелкШ въ наружномъ. Для промыватя большихъ массъ грунта часто устраиваютъ особые столики и т. и. съ такой же систе мой вложенныхъ другъ въ друга ргЬшетъ, какъ было описано выше *). Часть грунта, добытаго траломъ или драгой, сохраняется въ спирту. Упомяпутыя выше швабры не имели для насъ особенно важнаго значешя, хотя и употреблялись нередко. Дело въ томъ, что широко ирим'Ьнявппеся въ экспедищи тралы давали т а т я массы техъ же животныхъ, что швабры драги не могли насъ особенно интересовать, кромгЬ, разумеется, тЬхъ случаевъ, когда вследствие условШ грунта и л и иныхъ обстоятельствъ приходилось ограничиваться драгиро- ватем ъ . Прп другихъ услов1яхъ швабры могутъ играть очень важную роль и цЬлыя системы ихъ опускаются на дно и волочатся за суд номъ. Такимъ спещальнымъ швабернымъ снастямъ можно придавать самыя разнообразныя конструкцш **). Мы должны прибавить нисколько словъ о техъ работахъ съ помощью описанныхъ выше орудШ, которыя производятся во время стоянки на якоре. Мы говоримъ о работахъ съ судна „завозомъ“, которыя могутъ играть большую роль въ гЬхъ случаяхъ, когда по чему-либо судну приходится долго стоять на якоре. При этихъ работахъ применяются только драги и тралы Сигсби. Вполне вооруженное для работы opyflie (тралъ или драга) поме щается въ шлюпку, которая затемъ удаляется отъ судна; въ это время съ судна травятъ тросъ, къ которому привязано оруд1е. Когда шлюпка отойдетъ на известное разстояше, съ нея сбрасываютъ въ воду драгу или тралъ и, по прошествш некотораго времени, когда opyflie успело опуститься на дно, начинаютъ выбирать тросъ. Подобный ловъ на якорныхъ стоянкахъ даетъ обыкновенно прекрас ные результаты и мы можемъ только рекомендовать пользоваться имъ при всякомъ удобномъ случае. *) Ом., напр., въ работ* Сигсби, стр. 166—168. **) См., напр., работу Сигсби, стр. 165.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz