Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
наступало время подъема, мы останавливали машину, выбирали ле бедкой тросъ и уздечку трала прямо черезъ бортъ, и наконецъ, вы таскивали „въ ручную" доски и сеть трала. Примкнете трала Петер сена возможно даже съ небольшпхъ парусныхъ судовъ, какъ пока- зываютъ опыты датской бюлогической станцш, которые им’Ьлъ случай видеть и Н. М. Книповичъ въ 1897 г., и норвежской бюлогической станщй въ ДребакЬ на Хриcriанia-ф!орде , а равно и производимый въ Норвегш частью съ парусныхъ судовъ ловъ глубоководныхъ кре ветокъ (Pandalus borealis). Подробности читатель можетъ найти въ цптированныхъ выше работахъ Петерсена и 1орта. Конечно, вытаски- в а т е трала Петерсена безъ помощи паровой лебедки представляетъ извгЬстиыя трудности прп более или менее значительной глубине, но оно вполне возможно. Если работа съ этимъ оруд1емъ при помощи одной лишь ручной лебедки и представляетъ работу довольно тяже лую, то не слЬдуетъ забывать, что одинъ ловъ этимъ траломъ мо жетъ дать больше, чемъ рядъ лововъ обыкновенными орущями. которыя примйияютъ зоологи. И зобретете трала Петерсена является крупнымъ шагомъ впередъ въ области техники морскихъ изследовашй. При благопр1ятныхъ услов1яхъ грунта онъ даетъ массу такихъ яшвотныхъ, которыя въ обычныя зоологичестя оруд1я (тралы и драги) попадаются редко и въ маломъ числе. Несмотря на не особенно болыше размеры, оруд1е это вообще гораздо производительнее обычныхъ зоологическихъ тра ловъ и въ особенности по отношение къ более подвижнымъ яшвот- нымъ. Во время работы доски трала такихъ размйровъ, к а т е были указаны выше, расходятся приблизительно футовъ на 12—15 и, сл е довательно, тралъ облавливаешь полосу такой ширины, но особенно ваяшо то, что онъ менее всйхъ другихъ зоологическихъ орущй по- зволяетъ животнымъ, попавшимся на его пути, спастись отъ него. Мы касались уже этого вопроса въ первой главе первой части этого тома (стр. 48) и должны теперь лишь нисколько развить сказанное тамъ. Во время д виж етя трала по дну раздвинутая крылья его (см. рис. 39) далеко выдвинуты впередъ и попавшее меягду ними яшвотное при попыткахъ спастись встречаешь и справа, и слева сйтяную стену. Оно можетъ поэтому спастись лишь поднявшись кверху между крыльями, или устремившись съ большой скоростью прямо впередъ по направленно хода трала. Можетъ показаться страннымъ, что более подвижныя морстя яшвотныя, напр, рыбы, не спасаютсятакимъобразомъ, но не следуетъ забывать, что зреше водяныхъ животныхъ, повидимому, далеко не отличается остротою. Въ протпвномъ случае многгя изъ зоо— 214 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz