Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 213 — необходима известный навыкъ для того, чтобы тралироваше шло вполне успешно, необходимо соблюдете известныхъ предосторож­ ностей, чтобы тралъ не запутался, не попалъ въ винтъ, правильно шелъ по дну; но после несколькихъ опытовъ всягай легко приспосо­ бится къ работе съ этимъ оруд1емъ. Хорошимъ примеромъ этого могутъ служить наши работы на пароходе „Мурманъ" въ течете лета 1898 года. Мы не имели здесь никакихъ приспособлен^-, кроме обыкновенной и притомъ довольно плохой и слабой паровой лебедки, и темъ не менее работы наши съ траломъ Петерсена пошли успешно Р и с. 40. С х е м а т и ч е с к и ч е р т еж ъ т р а л а П е те р с ен а спереди во врем я т р ал и р о в аш я (по П е те р с ен у ); аа -— распорны я доски, ее — правильное п о л ож еш е уздечки , elei — неп р ави л ьн ое п о л ож еш е уздечки, f —в ер х н яя подбора. уже съ первыхъ опытовъ (если не считать неудачъ, вызванныхъ не- благопр1ятнымъ грунтомъ). Работы съ траломъ Петерсена производи­ лись на „Мурмане" следующимъ образомъ. Давъ пароходу ходъ впередъ, мы останавливали машину и, пока пароходъ продолжалъ двигаться по ииерцш, спускали съ кормы сеть трала, начиная съ задняго конца мотни, затемъ доски и уздечку, травили немного тросъ и тщательно следили затемъ , чтобы тралъ хорошо расправился. Вслед- CTBie д виж етя судна тралъ отставалъ отъ него и мы могли дать небольшой ходъ впередъ безъ риска запутать сеть трала въ винтъ. Вытравивъ должное количество троса (до тройной глубины), мы оста­ навливали травлеше и шли со скоростью отъ 1 до 2 узловъ. Когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz