Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
Для того, чтобы избежать наполнения трала иломъ и ловить преимущественно животныхъ, дерягащихся около дна, предложенъ д-ромъ 1ортомъ еще одинъ щлемъ, который мы считаемъ не лишнимъ сообщить читателямъ. Къ нижней подборгЬ онъ прикр'Ьпляетъ на ве- ревкахъ, длиною дюймовъ по 6, рядъ грузилъ, а противъ каждаго грузила по стеклянному поплавку, подъемная сила котораго уравно- вгЬшиваетъ вгЬсъ грузила. Стеклянные поплавки, при всЬхъ измене- . т я х ъ формы дна, стремятся при этомъ поддерживать нижнюю под бору надъ дномъ, тралъ не беретъ ила и успешно ловить рыбъ, ракообразныхъ и другихъ яшвотныхъ, водящихся у дна. То же приспо- соблеше защищаетъ до известной степени сЬть трала и при встрЬ- чахъ съ твердымъ, каменистымъ груптомъ. Не слгЪдуетъ однако забы вать, что, стремясь получить полное представлеше о фаунЬ дна, мы, какъ было пояснено выше, не должны совершенно избегать захваты вали траломъ ила. Предложенное д-ромъ 1ортомъ приспособлен1е, представляя больная удобства въ нЬкоторыхъ случаяхъ, дЬлаетъ нашъ аппаратъ болгЬе односто]эоннимъ, менгЬе универсальиымъ. Мы должны остановиться теперь еще на одной подробности каса тельно техники работъ съ траломъ Петерсена. Мы видЬли уже, что, вытравливая слишкомъ большое количество троса, мы можемъ непо мерно загрузить сЬть трала. Она моЖетъ не выдерягать тяжести содержимаго и лопнуть, подъемъ ея можетъ быть крайне затрудненъ, наконецъ, слишкомъ зарывшись въ грунтъ, она будетъ захватывать слишкомъ мало придонныхъ животныхъ. Но кромгЬ> всего этого, вы травливая слишкомъ много троса, мы можемъ.внести еще одну непра вильность въ ходъ тралировашя, на которую мы должны обратить внимате читателей. Если тросъ вытравленъ въ должномъ количеств^, то уздечка его не тащится передъ траломъ, распугивая болЬе ио- двпжныхъ животныхъ, а образуетъ арку передъ входомъ въ тралъ; напротивъ, если мы вытравимъ слишкомъ много троса, то часть его, а равно и уздечка трала будутъ волочиться по дну, пугая яшвотныхъ передъ траломъ и ухудшая результаты тралировашя. На прилагае- момъ рисушгЬ (рис. 40) изображены оба случая: непрерывной линией (е е ) означено правильное положеше уздечки, пунктиромъ ( е ^ ) не правильное. Работы съ траломъ Петерсена далеко не представляютъ той слож ности, какъ работы съ оттертроллемъ, и не требунотъ въ сущности ии- какихъ особенныхъ приспособлешй. На лнобомъ пароход^, имЬющемь паровую лебедку, можипо безъ особенныхъ затрудниенШ производить работы съ помощью этого превосходнаго орувдя. Конечно, пн зд'Ьсь — 212 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz