Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

Для того, чтобы избежать наполнения трала иломъ и ловить преимущественно животныхъ, дерягащихся около дна, предложенъ д-ромъ 1ортомъ еще одинъ щлемъ, который мы считаемъ не лишнимъ сообщить читателямъ. Къ нижней подборгЬ онъ прикр'Ьпляетъ на ве- ревкахъ, длиною дюймовъ по 6, рядъ грузилъ, а противъ каждаго грузила по стеклянному поплавку, подъемная сила котораго уравно- вгЬшиваетъ вгЬсъ грузила. Стеклянные поплавки, при всЬхъ измене- . т я х ъ формы дна, стремятся при этомъ поддерживать нижнюю под­ бору надъ дномъ, тралъ не беретъ ила и успешно ловить рыбъ, ракообразныхъ и другихъ яшвотныхъ, водящихся у дна. То же приспо- соблеше защищаетъ до известной степени сЬть трала и при встрЬ- чахъ съ твердымъ, каменистымъ груптомъ. Не слгЪдуетъ однако забы­ вать, что, стремясь получить полное представлеше о фаунЬ дна, мы, какъ было пояснено выше, не должны совершенно избегать захваты­ вали траломъ ила. Предложенное д-ромъ 1ортомъ приспособлен1е, представляя больная удобства въ нЬкоторыхъ случаяхъ, дЬлаетъ нашъ аппаратъ болгЬе односто]эоннимъ, менгЬе универсальиымъ. Мы должны остановиться теперь еще на одной подробности каса­ тельно техники работъ съ траломъ Петерсена. Мы видЬли уже, что, вытравливая слишкомъ большое количество троса, мы можемъ непо­ мерно загрузить сЬть трала. Она моЖетъ не выдерягать тяжести содержимаго и лопнуть, подъемъ ея можетъ быть крайне затрудненъ, наконецъ, слишкомъ зарывшись въ грунтъ, она будетъ захватывать слишкомъ мало придонныхъ животныхъ. Но кромгЬ> всего этого, вы­ травливая слишкомъ много троса, мы можемъ.внести еще одну непра­ вильность въ ходъ тралировашя, на которую мы должны обратить внимате читателей. Если тросъ вытравленъ въ должномъ количеств^, то уздечка его не тащится передъ траломъ, распугивая болЬе ио- двпжныхъ животныхъ, а образуетъ арку передъ входомъ въ тралъ; напротивъ, если мы вытравимъ слишкомъ много троса, то часть его, а равно и уздечка трала будутъ волочиться по дну, пугая яшвотныхъ передъ траломъ и ухудшая результаты тралировашя. На прилагае- момъ рисушгЬ (рис. 40) изображены оба случая: непрерывной линией (е е ) означено правильное положеше уздечки, пунктиромъ ( е ^ ) не­ правильное. Работы съ траломъ Петерсена далеко не представляютъ той слож­ ности, какъ работы съ оттертроллемъ, и не требунотъ въ сущности ии- какихъ особенныхъ приспособлешй. На лнобомъ пароход^, имЬющемь паровую лебедку, можипо безъ особенныхъ затрудниенШ производить работы съ помощью этого превосходнаго орувдя. Конечно, пн зд'Ьсь — 212 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz