Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

•>ю — которые замЬняютъ собою цепи досокъ оттертролля. Въ месте ихъ соедпнешя, которое приходится нисколько впереди отъ середины доски, находится кольцо, служащее м'Ьстомъ прикрепления стального троса (на нашемъ трал'Ь дюймоваго, т. е. дюймъ въ окружности) дли­ ною около 25 футовъ (7,6 метра); тросы обЬихъ досокъ соединяются впе­ реди, образуя узду трала, и прикрепляются къ кольцу, коушу, которое съ помощью вертлюга соединяется съ тросомъ, слуягащимъ для трали­ ровашя. Длина поводковъ можетъ быть очень различной. Петерсенъ ре- комендуетъ длинные поводки (около 48 футовъ), находя, что тралъ при нихъ работаетъ лучше. Во избЬжаше закручивания тросовъ уздечки, Петерсенъ рекомендуетъ подвЬшивать къ нижнему кольцу вертлюга небольшую гирю (фунтовъ въ 5). Итакъ тралъ Петерсена спускается на одномъ тросЬ. Для работы съ нимъ достаточенъ стальной тросъ толщиною въ 1—1*/2 дюйма въ окруяшости. Во время развЬдочной экспедицш мы работали съ по­ мощью троса въ НД Дюймъ. На пароходе „Андрей Первозванный" для работъ съ тралами Петерсена служить одинъ изъ тЬхъ тросовъ, на которыхъ спускается оттертролль. При спускЬ трала Петерсена этотъ тросъ соединяютъ съ верхнимъ кольцемъ вертлюга уздечки трала и, поставивъ пароходъ лЬвымъ бортомъ къ ветру, спускаютъ тралъ че­ резъ задniti роульсъ. Когда тралъ хорошо расправился, руль кладутъ немного влево, даютъ ходъ и начинаютъ травить тросъ. При спуске дается ходъ узла въ 3, тралируютъ же при ходе отъ 1 до 2 узловъ. Какъ при спуске, такъ и при подъеме пароходъ должепъ становиться въ такое же положение относительно ветра, какъ и при подъеме и спуске оттертролля. При подъеме трала Петерсена нужно обращать вшт- Manie па то, чтобы онъ производился не слишкомъ быстро, такъ какъ иначе более пгЬжныя животныя могутъ сильно пострадать. Когда доски выйдутъ пзъ воды и подойдутъ къ роульсу, ихъ поднимаютъ па палубу или рукими, или при помощи болыиихъ талей, укрепленныхъ на мачте; сеть трала поднимаютъ тоже иногда при помощи талей, накладывая на нее стропы, иногда-же,: когда тралъ мало загруженъ,— прямо руками. При работе тралами Петерсена нужно соблюдать тЬ-же предосторож­ ности, на которыя мы указывали при описан in оттертролля; но здгЬсь при­ ходится еще более считаться съ качествами грунта. Сеть оттертролля настолько прочна, что при не слишкомъ продолжительно мъ тралироваши ее могутъ изорвать лишь крупные камни или очень большая масса мелкихъ, между темъ какъ нежная сеть Петерсеновскаго трала мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz