Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
— 209 — что пе теряютъ своей подъемной силы, какъ бываетъ съ деревянными или пробковыми поплавками, которые подъ значительнымъ давлешемъ пропитываются скоро водою и становятся непригодными. Что касается количества грузилъ и стекляиныхъ поплавковъ, то Петерсенъ совйтуетъ брать такое количество последнихъ, чтобы они уравновешивали собою всю сумму грузилъ (каждый шаръ поддержи- ваетъ въ водЬ около 1/ г фунта свинца). При такихъ условьяхъ тралъ тонетъ лишь вслЬдств1е тяжести С'Ьти съ ея досками и служащаго для тралировашя стального троса; около 14—16 фунтовъ грузилъ и около 30 шаровъ онъ находить достаточнымъ. Внутри мотни, конечно, есть, какъ и у всЬхъ подобныхъ орудШ, внутреншй коничесшй мЬшокъ, препятствующей выходу добычи обратно; мотня завязывается снаружи, какъ и у оттертролля, но от- верспе ея дЬлается не посрединЬ, а на углу мотни. Тралы Петерсена могутъ дЬлаться изъ очень разнообразнаго ма- тер1ала. У насъ употреблялись частью тралы, приготовляемые изъ до вольно тонкой пряжи фирмой Утцонъ въ Копенгагене; но таюе тралы не достаточно прочны и при частомъ употребленш скоро изнаши ваются, особенно если сильно загружаются или попадаютъ на сколько нибудь твердый грунтъ. Чтобы сдЬлать тралы болЬе прочными, мы изготовляли сЬти траловъ своими средствами въ зимнее время но образцу копенгаген- скйхъ, но изъ матер1ала гораздо болЬе крЬпкаго, употребляя для вя- затпя сЬти крепкая тоншя бичевки. Для мотни употреблялся мате- р1алъ более грубый и крЬпкш, чемъ для крыльевъ, такъ какъ именно эта часть сетки особенно сильно страдаетъ и скоро изнашивается. TaKie тралы, сделанные изъ бичевки, при обыкновенныхъ усло- в1яхъ могутъ служить очень долго и выдерживать очень значительный тяжести и столкновешя съ твердымъ каменистымъ грунтомъ. Необходимо сделать одно общее замечаше касательно размеровъ ячей траловъ вообще и траловъ Петерсена въ частности. Уменьшая размеры ячей трала Петерсена или другихъ аналогичныхъ ору- дШ, мы не должны упускать изъ вида, что чемъ чаще сеть, темъ хуже черезъ нее процеживается вода и слишкомъ частая сеть мо жетъ давать очень nnoxie результаты, такъ какъ вода будетъ частью выносит^, обратно попадающихъ въ сеть яшвотныхъ. Вообще чемъ реж е сеть, темъ больше допустимая скорость движешя орудья, чемъ чаще сеть, темъ медленнее доляшо оно двигаться. Мы видели уже выше, что къ каждой изъ распорныхъ досокъ трала Петерсена прикрепляются четыре короткихъ пеньковыхъ троса, 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz