Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

пределами континентальной ступени вдоль Мурманскаго берега, 2) про­ странство передъ входомъ въ МотовскШ заливъ и восточная часть этого нослЬдняго, 3) значительный пространства въ области банокъ, окру- жающихъ Канинсшй полуостровъ и далЬе па востокъ и 4) часть ба­ нокъ къ юго-востоку отъ МедвЬжьяго острова. КромЬ того можно успЬшно тралировать и на нЬкоторыхъ чн- стыхъ пространствахъ среди каменистаго грунта, но при этомъ приходится особенно тщательно изслЬдовать грунтъ и, выставивъ буекъ или буйки въ безопасномъ для тралировашя мЬстЬ, работать траломъ лишь около нихъ *). Говоря о предостороягностяхъ, на которыя необходимо обращать внимаше при ловЬ оттертроллемъ, нельзя не упомянуть объ одномъ явленш, сгь которымъ приходится считаться при тралироваши у насъ на сЬверЬ. Въ нЬкоторыхъ мЬстахъ на континентальной ступени болышя пространства покрыты громаднымъ количествомъ кремневыхъ губокъ. Так1я громадный скоп л е т я губокъ, достигающихъ нЬсколь- кихъ дециметровъ въ д1аметрЬ, наблюдаются къ сЬверу отъ Рыбачьяго полуострова и къ сЬверу отъ острова Кильдина. Лотъ съ храпами приносить въ такихъ мЬстахъ обыкновенно комъ ила или песчанаго пла и, только внимательно вглядЬвшись въ послЬдшй, можно разли­ чить массу тоненькихъ, едва замЬтныхъ кремневыхъ иглъ. Въ такихъ случаяхъ при тралироваши нуягно быть очень осторожнымъ. Иногда эти кремневыя иглы въ принесенномъ лотомъ грунтЬ какъ-то усколь­ зали отъ внимашя и вслгЬдств1е этого приходилось испытывать серьез- ныя затруднения, какъ мы видЬли уяге выше. Насколько велика мо­ жетъ быть масса губокъ, захваченпыхъ траломъ, видно изъ упомяну- таго выше случая, когда пришлось спустить за бортъ матроса, чтобы оиъ прорЬзалъ въ приподнятой мотнЬ отверспе, забрался внутрь мотни и выбросилъ около половины губокъ. Лишь тогда мы нашли возмож­ нымъ вытащить тралъ и количество губокъ въ немъ было все еще такъ велико, что д1аметръ наполненнаго имъ конца мотни былъ больше роста человЬка. Производя изслЬдовашя въ нашихъ водахъ, особенно яге ближе къ берегамъ, мы должны во всякомъ случаЬ считаться съ возмож­ ностью попасть во время тралировашя на каменистый или покрытый губками грунтъ и перегрузить или повредить тралъ. Чтобы, по воз- можности, уменьшить рискъ, приходится сокращать продолягитель- ность тралировашя, какъ было уже упомянуто выше. Опытъ показалъ, *) Такой ripieMb прим еняется и обыкновенными траулерами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz